Юлия Саковская
Экологический проект «Все начинается с тебя»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 114»
Экологический проект «Все начинается с тебя…»
Составители: Антышева Снежана Геннадьевна, Галимова Олеся Михайловна, Жутова Юлия Сергеевна, Саковская Юлия Васильевна
Новокузнецк 2020-2021г. г.
Оглавление:
1. Пояснительная записка:
1.1 Актуальность
1.2 Идея проекта
1.3 Новизна инновационного проекта.
1.4 Тип проекта.
Публикация «Экологический проект „Все начинается с тебя“» размещена в разделах
1.5 Сроки реализации проекта.
1.6 Адресация проекта. Участники проекта.
2. Целепологание
2.1 Цель проекта.
2.3 Задачи проекта.
3. Ожидаемые результаты проекта.
4. Стратегия реализации проектной идеи.
1. Пояснительная записка
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.
1.1 Актуальность
Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты
Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:
- осознание ребёнком себя как части природы;
- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;
- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями); формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.
Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
1.2 Идея проекта
В Куйбышевском районе г. Новокузнецка стартовал медийный контент в социальной сети лучших добровольческих практик «Добрый район» в связи с этим в нашем детском саду был разработан долгосрочный проект, посвященный направлению «Лучшая экологическая практика». Для реализации проектной деятельности педагогами был подобран методический материал и создана разнообразная эколого - развивающая среда, являющаяся носителем экологической культуры, обеспечивающая непосредственный контакт ребенка с объектами природы и «живое» общение с ней.
1.3 Новизна
Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини - проекты, выстроенной согласно датам Между-народного экологического календаря 2020-2021 учебного года. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты.
1.4 Тип проекта
– познавательно – исследовательский, практико – ориентировочный, долгосрочный.
1.5. Сроки реализации проекта.
По времени: долгосрочный
Сроки реализации: октябрь 2020 г. – май 2021г.
1.6. Адресация проекта
Проект адресован на совместную работу педагогов МБДОУ «Детский сад №114» с детьми и их родителями по экологическому воспитанию с октября по май 2020-2021 учебного года.
Участники проекта : педагоги, дети, родители
Целеполагание
2.1. Цель:
- формирования экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте, как начальный этап формирования личности человека.
2.2. Задачи проекта
- образовательные: формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;
- развивающие: развивать осознание ребёнком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что не возможно создать;
- воспитательные: воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде родного района и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.
3. Ожидаемые результаты проекта.
У детей сформируются:
- экологические знания, экологическая культура;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы своего района;
- гармонизируются детско-педагогические отношения;
- повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
4. Стратегия реализации проектной идеи.
4.1. Организационно - подготовительный этап.
1. Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
3. Анкетирование родителей.
4. Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
5. Составление плана реализации проекта.
6. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
7. Поиск различных средств достижения целей;
8. Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
9. Создание дидактического и методического материала
4.2 Основной этап (деятельный - реализация проекта).
Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя :
1. Работу с детьми.
2. Работу с родителями.
Перспективный план по внедрению проектной деятельности (тематические мини - проекты, выстроенной согласно датам Международного экологического календаря на период 2020-2021 учебного года.
Октябрь
№ Дата Название Цель Краткое описание Ответственные
1 5.10.2020-9.10.2020 «Всемирный день животных» формирование бережного отношения к животным, ответственности, милосердия, закрепление знаний детей о диких, домашних животных, формирование активной жизненной позиции. Сбор корма для животных и птиц Зооцентра для станции юных натуралистов.
2 13.10.2020-17.10.2020 «Всемирный день перелетных птиц» воспитание у детей гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле; расширение представлений детей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала. Изготовление кормушек родителями вместе с детьми, развешивание их в сквере на Воробьева, на аллее по ул. Лазо.
3 19.10.2020-23.10.2020 «Международный день снежного барса» Привлечение внимания родителей и детей к проблеме сохранения биологического разнообразия мира, воспитание экологического мировоззрения. Просмотр презентации о животных, занесенные в красную книгу Кузбасса, рисование снежного барса детьми. Изготовление листовок о сохранении животных, занесенных в красную книгу.
4 26.10.2020-30.10.2020 «Рука помощи» Оказание помощи бездомным животным, воспитание чувства сострадания к брошенным животным и ответственности за своих домашних питомцев. Накормить бездомных кошек и собак, живущих в районе. Помочь им обрести дом.
Ноябрь
№ Дата Название Цель Краткое описание Ответственные
1. 02.11.2020-06.11.2020 «Чистый район - чистый город!» Содействовать формированию экологической и эстетической культуры у дошкольников и жителей микрорайона города. Обратить внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения улиц, способствовать формированию культуры и твердого убеждения в том, что мусору место на свалке, в урне, а не на улицах и задворках.
Район, в котором ты живешь, содержать в порядке – дело каждого! Рассмотреть с детьми презентацию о вреде мусора для окружающей среды.
Раздать листовки - буклеты «Не проходи мимо!», с призывом чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.
2. 12.11.2020 «Синичкин день» Формирование у дошкольников ценностного представления о зимующих птицах родного края. В холодное время года перед зимующими птицами встает два жизненно важных вопроса: как прокормиться и куда спрятаться на ночь от холодов. Светлая часть суток сокращается, доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает: увеличиваются затраты энергии на противостояние организма низким температурам. Вот почему особенно важно помочь птицам прокормиться!
Привлечь родителей со вместо с детьми сделать доброе дело и покормить синиц их любимым лакомством – салом (на нитку нанизать кусочки сала и повешать их за окном или на дереве во дворе, на аллее или в сквере).
3. 15.11.2020 «Международный день вторичной переработки мусора и отходов» Формирование у дошкольников особого отношения к привычному мусору- не как к твердым отходам и фактору загрязнения, а как к ценному вторичному сырью. Рассмотреть презентации и проанализировать утилизацию мусора в разных странах, познакомиться с проблемой мусора в России.
Провести раздельный сбор мусора в своей семье.
Сбор макулатуры.
4. 30.11.2020 «Международный день домашних животных» Развить чувство ответственности в людях, за взятое когда-то живое существо и в очередной раз напомнить людям о том, что «они несут ответственность за тех, кого приручили». Привлечь внимание детей и взрослых к тому, что многие люди, заводя домашнее животное, будь то собака, кошка, экзотические виды птиц или рыб, не осознают что животное в доме или квартире – это, прежде всего, огромная ответственность. Ведь недостаточно просто вовремя кормить или выгуливать своего питомца, животные требуют постоянного ухода, внимания, воспитания. Необходимо также забояться о здоровье домашнего любимца, вовремя посещать ветеринара, делать необходимые прививки. Нельзя забывать и об окружающих Вас людях, стараться сделать все возможное, чтобы содержание, выгул и перевозка Вашего питомца не доставляла неудобства соседям или прохожим.
Провести выставку рисунков своих домашних животных.
Подготовить краткий рассказ о своем любимом питомце и сфотографироваться с ним.
Декабрь
№ Дата Название Цель Краткое описание Ответственные
1 1.12.2020-4.12.2020
"Утеплим дерево к зиме"
формировать бережно отношение и заботу окружающей природе. Показать детям значимость каждого человека для полноценной жизни окружающей нас природы. Дети вместе с воспитателем (на участке) и с родителями (во дворе)" укрывают "деревья снегом, утепляя их на зиму.
2 2. 7.12-11.12.2020
Агитация прохожих «Сохраним жизнь ёлке»
через агитацию прохожих, рассмотреть проблему вырубки лесов; привлечь как можно больше людей к покупке искусственных ёлок. Воспитывать любовь и бережно отношение к природе. Дети вместе с воспитателем раздают прохожим листовки с призывом не покупать живые ёлки!
3 14.12-18.12.2020 Изготовление ёлочных игрушек своими руками из подручных материалов.
подвести родителей и детей к тому, что сделав игрушку своими руками, можно доставить большую радость детям и взрослым в преддверии праздника. Расширять и систематизировать знания детей о трагедиях новогоднего праздника, истории возникновения елочной игрушки.
Дети вместе с родителями изготавливают новогодние игрушки своими руками и отправляют воспитателям фото отчёт.
все группы.
4 21.12-25.12.2020
"Укрась ёлку в сквере"
упражнять детей в умении действовать в естественных условиях. Формировать положительное отношение к природным объектам, стремление беречь и защищать все живое. Воспитывать желание доставить окружающим радость от проделанной работы.
Вместе с родителями украсить ёлки в сквере новогодними игрушками, сделанным своими руками.
Январь
№ Дата Название Цель Краткое описание Ответственные
1 11.01.2021-15.01.2021 День признательности комнатным растениям Расширить представления о комнатных растениях, и их роли для здоровья человека. Комнатные растения не только радуют глаз, но и помогают людям быть здоровее.
1. Провести анкетирование родителей «Комнатные растения у вас дома, и их роль в вашей жизни»
2. Просмотр и беседа по презентации «Полезные комнатные растения для жизни и здоровья человека»
3. Принести родителям в группы детского сада комнатные растения, несущие не только декоративную, но и полезную функцию (алоэ, бегония и т. д.) Все группы
2 18.01.2021-22.01.2021 Всемирный день снега
«Выведем детей на снег!» Привлечь внимание к зимним видам спорта. Этот день дает возможность насладиться снегом, познакомиться с кем-то и окунуться в светлое будущее зимних видов спорта.
Провести акцию «Выведем детей на снег!» - привлечь родителей к здоровому образу жизни, сближению родителей с детьми (катание на санках, коньках, бубликах, на лыжах, В детском саду воспитатели проводят с детьми игры в снежки, постройка крепости.
3 25.01.2021-29.01.2021 День зимующих птиц Формирование у дошкольников ценностного представления о зимующих птицах родного края. В холодное время года перед зимующими птицами встает два жизненно важных вопроса: как прокормиться и куда спрятаться на ночь от холодов. Светлая часть суток сокращается, доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает: увеличиваются затраты энергии на противостояние организма низким температурам. Вот почему особенно важно помочь птицам прокормиться!
Привлечь родителей со вместо с детьми сделать доброе дело и покормить птиц зимой, насыпать корм в кормушки в сквере на ул. Воробьева, на аллее по ул. Лазо.
Февраль
№ Дата Название Цель Краткое описание Ответственные
1 1.02.2021-5.02.2021 Акция – Утилизация «Сделай мир чище. Начни с себя!» Привлечение внимания родителей и детей к проблеме отравления почвы, воды тяжелыми металлами Сбор отработанных батареек, с призывом «одна утилизированная батарейка спасает одного ежика, два дерева, несколько тысяч дождевых червей» и передача их для утилизации.
2 8.02.2021-12.02.2021 День лесных животных Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к животным, желания помочь. Просмотреть видеоролик об образе жизни диких зверей зимой, чем они питаются, как спасаются от холода, от своих врагов, от голода.
Нарисовать следы зверей, поиграть с родителями в игру «Кто здесь был». Раздача листовок с призывом не уничтожать лесных животных, ради меха и мяса.
3 15.02.2021-19.02.2021 Природу края берегите Воспитывать бережное отношение к природе родного края, города, микрорайона. Изготовление и размещение плаката в приемной групп «Природу края берегите!»
Выставка рисунков о красоте родного района, города.
4 22.02.2021-26.02.2021 Международный день медведя Привлечение внимания к необходимости охраны данных животных. С каждым годом численность данных животных сокращается из-за истребления их человеком ради наживы.
Познакомить детей с местом обитания медведя в нашем регионе.
Слепить медведя из снега.
Выставка рисунков в приемных групп.
Собрать корм для этих животных и увести в зоопарк на Садовую.
Март
№ Дата Название Цель Краткое описание Ответственные
1 1.03.2021-5.03.2021 «День кошек» формирование бережного отношения к животным, ответственности, милосердия, привлечение внимания детей и родителей к проблеме бездомных кошек, нуждающихся в помощи и заботе. Продолжить работу в помощи бездомным кошкам. Сбор корма для Приюта «Шанс на жизнь».
2 9.03.2021-
12.03.2021 «Всемирный день энергоэффективности» Повысить осведомленность родителей воспитанников о рациональном использовании энергии. Изготовление листовок для родителей на тему: «Энергосберегающие лампочки».
3 15.03.2021-
19.03.2021 «День действий в пользу рек, воды и жизни» Привлечение внимания родителей и детей к проблеме загрязнения воды. Изготовление плаката совместно с детьми «Защита воды от загрязнений», просмотр презентации «Берегите воду!»
4 22.03.2021-
27.03.2021 «Час земли» Привлечение внимания к необходимости ответственного отношения жителей к природе и ее ресурсам. Выставка детских рисунков на тему «Берегите природу», изготовление листовок для родителей на тему: «Час земли»
Апрель
№ Дата Название Цель Краткое описание Ответственные
1 1.04.2021-9.04.2021
«Изготовление скворечников» (посвящённое международному дню птиц)
вызвать у детей желание заботиться о птицах; защищать их. Воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым.
Дети вместе с родителями изготавливают скворечники и вешают их в своём районе. В последующем наблюдают за птицами.
2 12.04.2021-16.04.2021 Конкурс рисунков, плакатов на тему: «Защита окружающей среды от экологической опасности» (посвящено дню защиты окружающей среды от экологической опасности 15 апреля)
привлечь внимание детей и взрослых к такой проблеме, как защита окружающей среды. Показать детям значимость каждого человека при решении данной проблемы. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе.
Дети вместе с родителями рисуют рисунки и плакаты с призывом защитить окружающую среду от опасности.
3 19.04.2021-23.04.2021 Районный субботник
(Посвящённый дню Земли-22 апреля)
вызвать у детей желание сделать доброе и полезное дело своими силами. Воспитывать желание поддерживать чистоту и порядок в окружающем нас мире.
Дети вместе с воспитателями на участке и родителями во дворе проводят субботник и отсылаю фото и видео отчёты воспитателям групп.
4 26.04.2021-30.04.2021
Рисование агитационных плакатов на тему: «Защитим лес от пожара» (посвящённое «Дню пожарной охраны РФ» - 30 апреля)
учить детей, посредством рисования агитационных плакатов, находить и уметь предотвращать главные причины возникновения лесных пожаров. Воспитывать желание беречь окружающую природу; любовь к природе родного края. Воспитывать уважение к труду пожарных.
Дети, под руководством воспитателей, рисуют плакаты на тему: «Защитим лес от пожара» и размещают их на выставке в приёмных групп.
Май
№ Дата Название Цель Краткое описание Ответственные
1 03.05.2021- 09.05.2021 «Всемирная декада наблюдения птиц» Повышение уровня экологической культуры дошкольников Привлечь родителей со вместо с детьми наблюдать за поведением птиц в природе, зафиксировать интересные моменты общения птиц между собой. «Чем можно кормить птиц»
2 10.05.2021- 15.05.2021 Акция «День посадки деревьев», приуроченная ко всероссийскому дню посадки лесов Сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе Сбор макулатуры, с призывом «Сохрани дерево». Изготовление и раздача буклетов взрослым «Посади дерево!».
Посадка деревьев с родителями.
3 16.05.2021- 22.05.2021 «Всемирный день пчел» Привлечь внимание к огромной роли, которую играют медоносные пчелы при опылении растений и получении меда и других продуктов пчеловодства. Просмотр презентаций о роли растений для жизнедеятельности пчел, о важности опылителей, угрозах их существованию. Агитация «Сохраним первоцветы» с призывом не истреблять их, а проявить сознательность и любовь к природе. Конкурс рисунков на асфальте пчел, первоцветов.
4 23.05.2021- 29.05.2021 Дерево добрых дел Закрепить и систематизировать, полученные знания в воспитании экологической культуры дошкольников. Подвести итог всех добрых дел. Изготовить стенгазету «Наши добрые дела» с фотоотчетами.