Груздева Наталья
Экологический практикум для учащихся 12–15 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества, г. Углича
«Утверждаю»
Директор ___Н. В. Макарова
«»___2021 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
Срок реализации – 2 года
Возраст обучающихся – 12-15 лет
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Груздева Наталья Владимировна
г. Углич
2021 г.
Пояснительная записка
Публикация «Экологический практикум для учащихся 12–15 лет» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству.
Соответствовать высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического курса.
Программа данного курса рассчитана на группу учащихся 6 - 8 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады : общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.
В целом курс позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.
Цель работы программы по экологии : научить школьников любить, беречь, улучшать окружающий мир.
Задачами программы являются:
Обучающие:
- познакомить с методиками работы лабораторных приборов, отбора пробы, анализа пробы;
- расширить знания обучающихся о профессии эколога;
-научить теоретическим и практическим основам экологических знаний;
- освоить методы работы в лаборатории;
Развивающие:
- развить навыки аналитического мышления;
- способствовать наблюдательности у подростков;
- способствовать развитию творческого потенциала личности;
Воспитательные:
- воспитать ответственный подход к работе;
- предоставить теоретический подход к деятельности;
- поспособствовать умению работать в коллективе;
- воспитание понимания эстетической ценности природы.
По учебному плану на программу отводится 72 ч (2 ч в неделю).
Ожидаемый результат:
В ходе реализации краткосрочной программы внеурочной деятельности обучающиеся должны:
• Объяснять значение различных экологических факторов в жизни живых организмов.
• Объяснять роль человека в охране растительного и животного мира, в сохранении биоразнообразия.
• Прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
• Применять знания об экологических факторах.
• Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды.
• Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.
• Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
• Сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения.
• Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование 1 год
№ п/п Тема Результат
1 Понятие «Экология» Вводное занятие на тему: «Что изучает экология?» Выяснить что такое «экология» и что она изучает
Заинтересовать, приобщить к изучению экологии
2 Исследование экологических систем.
Техника безопасности при работе с практикумом. Цели и задачи элективного предмета. Методика работы. Понятие экосистем. методы исследования.
3 Температура в жизни растений и животных. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. Изучить как температура влияет на рост и развитие живых организмов. Опыт «Тепло в воздухе»
4 П/ Р: «Влияние температуры на жизнеспособность листьев разных экологических групп» Проведение измерений и составление выводов. Анализ полученных результатов
5 П/ Р: «Изучение температурного режима помещений станции юннатов» Обработка результатов. Анализ полученных результатов. Составление выводов.
6 Атмосферный воздух и его компоненты. Сравнить понятия запыленность и смог. Изучить состав воздуха. Рассмотреть понятие смог.
7 П/ Р: «Изучение запыленности пришкольной территории» Обработка результатов. Анализ полученных результатов. Составление выводов.
8 П/ Р: «Определение запыленности воздуха в помещении» Обработка результатов. Анализ полученных результатов. Составление выводов. Сравнение запыленности в помещении и на улице.
9 Что такое аммиак? Его источники. П/ Р: «Влияние загрязнения воздуха аммиаком на растения»
Изучить такое вещество, как аммиак.
Проведение практической работы. Составление выводов.
10 Основные загрязнители атмосферного воздуха. Классификация антропогенного загрязнения. Источники загрязнения атмосферы. Просмотр видеофрагментов, работа со справочной литературой.
Изучить влияния антропогенной деятельности на атмосферу.
11 Ветер в жизни растений и животных. П/Р «Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром». Изучить приспособленность растений и животных к ветру.
Проведение практической работы. Составление выводов.
12 Что такое парниковый эффект? Откуда он появляется? Изучить понятие парникового эффекта. Опыт «Что такое парниковый эффект?»
13 Что такое вода? Изучение свойств воды в разных агрегатных состояниях. Просмотр видеофрагмента. Ознакомится с понятием «вода». Изучить как изменяются свойства воды с изменением температуры.
14 Вода в жизни живых организмов. Способы добычи воды, ее расходования и экономии. Рассмотреть живые организмы и какое влияние в их жизни оказывает вода. Изучение и составление схем использования воды и ее добычи.
15 Изучение методики отбора материала.
Отбор проб воды для изучения. Изучить методику отбора проб воды, воздуха, почвы и микроорганизмов.
Отбор проб воды.
16 Органолептические показатели воды. Цветность, мутность
(прозрачность, запах, вкус и привкус, пенистость. Изучить органолептические показатели воды.
17 П/ Р: «Определение органолептических показателей воды из различных источников» Проведение практической работы. Составление таблиц. Формирование выводов.
18 Изучение показателя pH. pH различных веществ. Факторы изменения pH среды.
Техника безопасности работы с pH-метром Изучение показателя pH. Составление таблицы Факторы изменения pH среды.
19 П/Р «Измерение показателя pH воды из различных источников». Составление таблиц. Обсуждение. Составление выводов.
20 Вода – как среда обитания животных и растений. Особенности водной среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни с водой. Просмотр видеофильма. Изучить приспособленность растений и животных к жизни.
21 П/Р «Необходимость воды и света для прорастания семян». Проведение практической работы. Анализ и подсчет результатов. Составление выводов.
22 Что такое электропроводность?
Техника безопасности. Изучить термин электропроводность.
23 П/Р «Изучение электропроводности разных растворов» Оформление таблиц. Составление выводов.
24 Понятия «влажность». Из-за чего этот показатель может меняться? Как влажность влияет на растения, животных и человека.
Техника безопасности работы с датчиком влажности. Изучение понятия влажность в природе.
25 П/Р “Измерение влажности в помещениях станции” Сделать выводы на основе полученных данных.
26 Какие бывают осадки?
П/ Р: «Наблюдение за составом атмосферных осадков» Отбор проб. Анализ. Составление таблиц. Формирование выводов.
27 Понятие жесткости воды.
П/ Р: «Определение и устранение жесткости воды» Изучение понятия жесткости воды.
Проведение практической работы. Анализ результатов. Составление выводов.
28 Загрязнение воды и водных объектов. Источники загрязнения. Последствия. Изучить источники загрязнения воды и водных объектов.
29 П/ Р: «Влияние синтетических моющих средств (СМС)
на зеленые водные растения. Очистка воды от СМС» Анализ полученных данных. Составление выводов. Формирование таблиц.
30 П/ Р: «Очистка воды от загрязнений» Анализ полученных данных. Составление выводов. Формирование таблиц.
31 Горные породы - это?
Состав горных пород. История формирования. Изучить, что такое горные породы.
32 Минералы и их свойства. Состав минералов. Разница и сходство горных пород и минералов. Изучить что такое минерал.
33 Эксперименты: «Создание песчаника», «Иссохший кирпич», «Изготовление известняка». Проведение экспериментов.
34 Экологические проблемы – это? Обсуждение экологических проблем. Изучить глобальные проблемы.
35 Пути решения экологических проблем. Просмотр видеофильма. Обсуждение, что стоит делать для решения экологических проблем.
36 Круглый стол «Наши успехи и неудачи».
Самоанализ деятельности. Подвести итоги проделанной работы.
Тематическое планирование 2 год
№ п/п Тема Результат
1 Вводное занятие по охране труда учащихся. Техника безопасности.
Земля – наш общий дом. Цели, задачи данного курса. Беседа о нашей планете.
2 Ландшафт. Что он собой подразумевает. Типы ландшафтов. Изучить понятие ландшафт.
3 Почва и ее виды. Разобраться, что такое почва. Ее состав. Какая почва бывает.
4 Функции почвы. Изучить какие функции почвы бывают.
5 Почва в жизни растений и животных. Особенности почвенной среды обитания. Животные почвы. Просмотр видеофрагмента. Изучить животных почвы и приспособленность животных и растений к почвам.
6 П/ Р: «Изучение приспособлений почвенных животных к передвижению в почве» Составление таблиц. Формирование выводов.
7 Почва в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Изучить приспособленность растений к разным свойствам почв.
8 Изучение методики отбора материала.
Отбор проб для изучения. Изучить методику отбора проб почвы.
Отбор проб
9 П/ Р: «Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков». Составление таблиц. Формирование выводов.
10 П/ Р: «Изучение различной почвы под микроскопом» Зарисовка результатов. Составление выводов.
11 Антропогенные нарушения почвы.
Кислотность и засоленность почв. Изучить как человек влияет на почвы, ее состав.
12 П/ Р: «Определение антропогенных нарушений почвы» Анализ результатов. Составление выводов.
13 П/ Р: «Приготовление почвенной вытяжки» Проведение практической работы. Подготовка материала для дальнейшей работы.
14 П/ Р: «Определение pH почвенной вытяжки оценка кислотности почвы» Анализ полученных данных. Формирование выводов.
15 П/ Р: «Определение засоленности почвы по солевому остатку» Анализ полученных данных. Формирование выводов.
16 П/ Р: «Влияние искусственных экологических сред на растения
(моделирование экологических ситуаций)» Анализ полученных данных. Формирование выводов.
17 П/ Р: «Определение органического вещества в почве» Анализ полученных данных. Формирование выводов.
18 Экологической опасности загрязнений тяжелыми металлами Изучить загрязнение тяжелыми металлами различных сред.
19 Воздействия вредных химических факторов на здоровье человека Изучить воздействие вредных химических факторов на организм человека.
20 П/ Р: «Экспресс-анализ выдыхаемого воздуха на содержание углекислого газа с помощью индикаторных трубок» Анализ полученных данных. Формирование выводов.
21 П/ Р: «Влияние кислотности среды
на активность ферментов слюны»
Составление таблиц. Формирование выводов.
22 П/ Р: «Влияние курения на свойства слюны»
П/ Р: «Воздействие алкоголя на свойства белка» Составление таблиц. Формирование выводов.
23 П/ Р: «Влияние антибиотика на свойства слюны»
П/ Р: «Воздействие солей на свойства белка» Составление таблиц. Формирование выводов.
24 Шум и вибрация в нашей жизни. Изучить источники шума и влияние шума на человека.
25 Микроскоп. История его развития. Техника безопасности при работе с микроскопом. Изучить что такое микроскоп, его виды и историю развития.
26 П/ Р: «Микроскопирование зоологических объектов. Строение амебы» Зарисовка результатов. Составление выводов.
27 П/ Р: «Внешнее и внутреннее строение губок» Зарисовка результатов. Составление выводов.
28 П/ Р: «Внешнее и внутреннее строение, жизненные циклы плоских червей на примере трематод» Зарисовка результатов. Составление выводов.
29 П/ Р: «Внешнее строение насекомых» Зарисовка результатов. Составление выводов.
30 П/ Р: «Внешнее строение паукообразных
на примере скорпиона, паука, иксодового клеща» Зарисовка результатов. Составление выводов.
31 Биоиндикация. Изучить что такое биоиндикация. Как она проводится и для чего применяется.
32 П/ Р: «Методика проведения биоиндикация. Составление карт» Изучить методику проведения биоиндикации. Составить карты.
33 П/ Р: «Биоиндикация по хвойным» Составление таблиц. Анализ полученных данных. Формирование выводов.
34 П/ Р: «Биоиндикация по лиственным» Составление таблиц. Анализ полученных данных. Формирование выводов.
35 Деловая игра «Строительство парка» Закрепление пройденного материала
36 Круглый стол «Наши успехи и неудачи».
Самоанализ деятельности. Подведение итогов проделанной работы.
Список литературы
Алексеев А. В., Груздева Н. В., Муравьев А. Г. Практикум по экологии : Учебное пособие / Под ред. Алексеева С. В. – М. : АО МДС, 1996.
Афанасьев Ю. А., Фомин С. А. Мониторинг и методы контроля окружающей среды: Учебное пособие: В 2 ч. – М. : Изд-во МНЭПУ, 1998.
Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг / Под ред. Ашихминой Т. Я. – М. : «Агар», 2000.
Гельгор В. Еще раз о злополучных солях – нитратах и нитритах // Химия и жизнь. – 1998. – № 8.
Кузменок Н. М., Стрельцов Е. В., Кумачев А. И. Экология на уроках химии. – Минск: Краслюпринт, 1996
Санитарно-гигиенические методы исследования продуктов и воды: Справочное пособие / Под ред. Г. С. Яцулы. – Киев: Здоровье, 1991
Экология : учебные программы для начальной фессиональной школы: Учебное пособие / Н. М. Александрова, И. Э. Вилкова, Г. И. Логунова; Под ред. Н. М. Александровой. – СПб. : Ин-т профтехобразования РАО, 1999.
Гусев М. В., Минеева Л. А. Микробиология. М. : Издательский центр «Академия», 2003.464 с.
Лабораторный практикум по микробиологии. Часть 1. Техника микробиологических исследований / сост. Н. А. Трещанина. Самара, 1997. 58 с.
Лабораторный практикум по микробиологии. Часть 2. Выделение чистой культуры бактерий / сост. Н. А. Трещанина. Самара, 1997. 32 с.