Елeна Пуртова
Экологический краткосрочный проект «Ягодное лукошко» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Лето яркое пришло,
Нам подарки принесло.
Мы с тобою в сад пойдем.
Летних ягод наберем.
Лето- особая разноцветная пора: цветы, бабочки, ягоды-все радует глаз и
привлекает внимание детей своим разноцветьем! Но что такое «ягоды»?
Дети только-только начинают познавать эти удивительно вкусные растения:
сладкие и кислые, красные и желтые, большие и маленькие…. Маленькие
дети в недостаточной степени имеют представления о ягодах, о том, где и
Публикация «Экологический краткосрочный проект „Ягодное лукошко“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
как они растут, что можно из ягод приготовить, какого они цвета и т. д.
Поэтому был разработан и реализован проект «Ягоды».
Маленькие дети в недостаточной степени имеют представления о ягодах, о том, где и как они растут, что можно из ягод приготовить, какого они цвета и т. д.
Поэтому был разработан и реализован проект «Ягоды в лукошке».
При работе над проектом подобрана интересная и полезная информация в доступной форме о ягодах. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода: дети рассматривают ягоды на картинках, а также ягоды настоящие, пробуют их на вкус, играют, рисуют, лепят, знакомятся с литературными и музыкальными произведениями. Всё это поможет узнать новое о ягодах, почувствовать красоту природы, пробудить интерес ребёнка к окружающему миру, воспитывать бережное и внимательное отношение к природе.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Сроки проведения: 11.07.2023 -11.08. 2023
Тип проекта : познавательно - исследовательский - творческий.
Участники проекта : дети 2 младшая группа, воспитатель группы, родители.
Проблема: отсутствие знаний о ягодах смородине, крыжовника, клубники, облепиха растущих на садовых участках нашего города.
Гипотеза:
Объект исследования: ягоды садовые
Предмет исследования: изготовление варенье, компотов из ягод.
Цель проекта : дать представление о дарах природы - ягодах, через игровую, художественно -эстетическую и поисковую деятельность.
Задачи:
• Вызвать любознательность, интерес к жизни садовых растений, ягодных кустарников, желание заботиться о них, любить и беречь то, что она дарит человеку.
• Расширить и обобщить знания детей о садовых ягодах.
• Обогатить и активизировать словарь.
• Совершенствовать художественные навыки детей (аппликация, рисование, лепка).
• Развить самостоятельность, коммуникативные навыки в ходе реализации проекта.
Ожидаемый результат:
Дети научатся определять разные виды ягод. Расширится представление о ягодах. Пополнится и активизируется словарный запас. Активизируется участие родителей в воспитательно – образовательном процессе.
Входная диагностика
1. Какие ты знаешь садовые ягоды (более 3 названий?
2. Какие на вкус ягоды?
3. Каким цветом ягоды?
4. Что можно приготовить из ягод?
По результатам выявилось, что знают и называют 40% детей, знают какие они на вкус – 45%, знают цвет ягод – 35 %, а что можно приготовить – 30%.
Подготовительный этап:
- постановка детьми цели деятельности;
- уточнение имеющихся знаний;
- подбор демонстрационного и развивающего материала, составление плана и конспектов по совместной деятельности с детьми по тематическим неделям;
- планирование предстоящей деятельности;
- составлен перечень вопросов с целью выявления знаний детей о садовых ягодах;
- поиск информации дома с родителями.
Основная часть
Садовые ягоды — те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду. Например, клубника, крыжовник, малина, смородина. Некоторые ягоды встречаются и в лесу, и в саду.
Садовые ягоды очень вкусные, сладкие, но еще и полезны! В них содержится большое количество витаминов. Из них варят варенье, которое помогает нам бороться с простудными заболеваниями, такое как малина, а в смородиновом варенье много витамина С, который делает его рекордсменом среди всех садовых ягод по содержанию его. Делают также мармелады и компоты, пастилу, джемы. А также ягоды замораживают и кушают всю зиму, а также сушат.
Формы реализации проекта :
1. Беседы.
2. Наблюдения.
3. Досуговая деятельность.
4. Игровая деятельность.
5. Исследовательская деятельность.
6. Продуктивная деятельность детей.
7. Чтение художественной литературы.
Методы и приемы:
Наглядный метод, приемы:
• рассматривание подборки картинок по теме, энциклопедий, книг,
• презентаций,
• показ различных способов изображения ягод.
Словесный метод, приемы:
• чтение художественной литературы по теме
• разучивание стихотворений, поговорок, загадок,
• беседы по теме
• словесные игры
Практический метод, приемы:
• создание изображения в разных видах продуктивной деятельности (Художественно – эстетическое развитие: рисование, аппликация, лепка, ручной труд)
• использование физминуток, пальчиковой и зрительной гимнастики, подвижных игр по теме
• использование дидактических игр по теме
Дидактические игры: «Найди ягодке пару», «Из какой ягоды варенье», «Ягодка лесная, ягодка садовая», «Что лишнее»
Игры на развитие речи: «Расскажи, что знаешь о ягодке», «Чего не стало?»,
«Большой — маленький», «Один — много» (с мячом, «Что приготовим?»
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Семья (Варим компот)».
Подвижные игры: «Мы по ягоды пойдем», «Ягоды и фрукты», «Пронеси ягодку не урони», «У медведя во бору», «Ягодку назови, к ней быстрее прибеги»
Физкультминутка: «Сбор ягод».
Пальчиковая гимнастика: «Ягоды».
Опыт «Красящие вещества ягод»
Цели: Познакомить детей с тем, что во всех ягодах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сама ягода, ее сок.
Разгадывание загадок о ягодах.
Просмотр мультфильма с загадками «Фрукты и ягоды»
Просмотр презентации «Удивительные ягоды»
Рассматривание:
- Картинок и иллюстраций из книг и журналов с изображением разных ягод;
- Настоящих ягод из сада (огорода)
Беседы: «Чем отличаются садовые ягоды и лесные, какие они по вкусу», «Как люди ухаживают за ягодами», «Что можно приготовить из ягод?»
Рассматривание фотоальбома: «Садовые ягоды».
Рассматривание иллюстраций из книг, энциклопедий.
Чтение (восприятие) художественной литературы
К. Ушинский «Четыре желания»; сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик»;
Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»; М. Исаковский «Вишня»; Владимир Даль «Война грибов с ягодами».
Лепка из пластилина «Смородина в банке»
Рисование «Раскрась ягодку»
Аппликация «Удивительное варенье»
Разучивание песни музыка К. Костина, слова И. Лагерева «Ягодки», «Ягодка-малинка» (хороводная).
Заключительный этап
• Выставка продуктивной деятельности детей по теме проекта;
Фестиваль стихов о лете.
Итоговая диагностика
1. Какие ты знаешь садовые ягоды (более 3 названий?
2. Какие на вкус ягоды?
3. Каким цветом ягоды?
4. Что можно приготовить из ягод?
По результатам выявилось, что знают и называют 40% детей, знают какие они на вкус – 45%, знают цвет ягод – 35 %, а что можно приготовить – 30%.
Результаты проекта
Практическая значимость данного проекта заключается в использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию. В завершении проекта дети научились :
называть садовые ягоды : смородину, малину, крыжовник, клубнику, облепиху растущие на садовых участках нашего города.
Узнали, что ягоды не только вкусные, но и очень полезные.
Могут различать ягоды садовые по их внешнему виду и вкусовым качествам.
Знают, что можно приготовить из ягод- компот, варенье, посушить ягоды, приготовить ватрушки и пироги с ягодами.
Литература:
1. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
2. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
3. Воронкевич О. А., «Детские экологические проекты»; СПб. ; Детство-Пресс, 2014.
4. Емельянова Э. Л. «Расскажите детям о садовых ягодах»; М. ; Мозаика-Синтез, 2012.
5. Дорофеева А. «Ягоды садовые». Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках»; М. ; Мозаика-Синтез, 2009.
6. Шорыгина Т. А. «Ягоды. Какие они»; М. ; Мозаика-Синтез, 2011.
7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.