Елена Попова
Экологический центр «Окно в природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №181 «Сказка» ОАО «РЖД»
«Окно в природу»
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу.
Публикация «Экологический центр „Окно в природу“» размещена в разделах
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологический центр «Окно в природу» в нашей группе старшего дошкольного возраста «Смешарики», организован исходя из возрастных особенностей и индивидуальных потребностей наших воспитанников, и учитывает требования ФГОС ДО и Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 6.11.
Экологический центр, или уголок природы – так мы называем его с ребятами, органично вписан в интерьер нашей группы, являясь не только украшением, но и источником познавательной активности: дети очень любят наблюдать за природой, ее изменениями, проводить опыты и эксперименты, делая свои маленькие открытия. Те знания и представления, которые ребята приобретают в ходе экспериментальной деятельности, полученный опыт их взаимодействия с природой позволяют уже в дошкольном возрасте формировать такие качества, как любознательность, наблюдательность, познавательную мотивацию, трудолюбие, дети учатся логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи,эстетически и бережно относиться
ко всему живому, уважительно
относиться к труду взрослых,
охраняющих и приумножающих
природные богатства.
Наш экологический центр содержит все необходимое для того, чтобы каждый ребенок смог найти то, чем он хочет заняться, узнать и изучить, какое новое открытие сделать, чтобы затем поделиться со сверстниками и взрослыми, его окружающими.
в сезон присутствуют натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи;
наборы иллюстраций, открыток с изображением объектов живой и неживой природы (животных, птиц, насекомых и т. д.);
альбомы для рассматривания «Времена года», «Природа Алтая», «Наши леса и реки» и т. д. ;
книги, посвященные природе, энциклопедии, «Красная книга России» и «Красная книга Алтайского края»;
инвентарь для трудовых поручений (фартуки, лейки, щеточки, палочки для рыхления, тряпочки и др.);
детское творчество: рисунки о природе и поделки из природного материала;
материалы для детского творчества, включая природный и бросовый материал;
дидактические игры природного содержания.
Календарь природы
Здесь мы с ребятами фиксируем свои наблюдения: отмечаем время года и суток, состояние живой природы, погоду и явлениями неживой природы, которые наблюдали на улице (например, дождь или солнце, ветер и снег и т. д., температуру. Ребята самостоятельно находят в календаре и отмечают дни недели, значками обозначают погодные явления, изображают дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием. Не обходится здесь и без детского творчества: ведение календаря сопровождается тематическими зарисовками детей, например «Какая сегодня была прекрасная погода».
Так же в своей работе я использую календарь наблюдений за птицами: например, в разгар зимней подкормки дети находят картинки с изображением пернатых, которых видели на участке и размещают их на календаре, сопровождая свои действия рассказом об особенностях окраса и поведения птиц.
Комнатные растения - ценный дидактический материал.
Для воспитания в детях ответственного и бережного отношения к объектам живой природы, в нашем экологическом центре «Окно в природу» размещены комнатные растения, уход за которыми осуществляется мною совместно с детьми.
Помимо формирования трудовых навыков наличие комнатных растений позволяет детям осуществлять систематические наблюдения, фиксируя их результаты в дневники. Основным содержанием наблюдений становятся развитие растений и зависимость изменений от времени года. Вместе с детьми обучается самый младший из эколят «Тихоня». А эколенок «Елочка» приносит для детей различные растения–гостей и помогает выращивать огород на окне.
Опытно-экспериментальная деятельность
«Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» (китайская народная мудрость)
По словам доктора психологических наук, основоположника метода детского экспериментирования
в дошкольных учреждениях Поддьяков Н. Н
«детское экспериментирование претендует на роль
ведущей деятельности в период дошкольного
развития ребенка». И я, как педагог, с этим полностью согласна. Именно поэтому большое внимание в экологическом центре уделено опытно-экспериментальной деятельности. Главный консультант и помощник - эколенок Елочка. Для экспериментальной деятельности в группе имеются: емкости, материалы и предметы для экспериментирования. Например, для экспериментов со льдом, водой, снегом использую фильтры, краски, брызгалки, мыло, разного диаметра трубочки, пластмассовые стаканчики воронки, лейки, тонущие и плавающие предметы. Для игр-экспериментов с магнитами, стеклом, резиной предусмотрены: притягивающиеся и не притягивающиеся магнитом предметы, колечки, мячики, фигурки резиновых игрушек, увеличительные стекла. Для игр-экспериментов с бумагой изготовлены «вертушки», «печатки» из овощей, бумага разного качества. В уголке имеются образцы земли, глины, песка, гравия, гербарии растений, муляжи грибов, овощей, фруктов и др. Эколенок Шалун предлагает детям различные экологические игры.
В работе в экологическом центре использую Лепбук - интерактивную папку по временам года.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Любовь детей к природе начинается с осмысления ее ценностей. Поэтому, прежде всего, нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьется бережное ответственное отношение к окружающему, природной среде.