виктория батракова
Экологический проект «Сбережем природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект «Сбережем природу»
(экологическое воспитание детей подготовительной к школе группе)
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные –будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
М. М. Пришвин
Актуальность
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь. Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили. Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения. Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.
Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее
эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности. Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т. д.
Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.
За содержащую основу экологического проекта взята комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» ( авторы: О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, А. Г. Гогоберидзе и др.).
Цель: Формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.
Задачи:
образовательные:
формировать и развивать экологические представления;
формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
оздоровительные:
охранять и укреплять здоровье детей;
учить детей правильно взаимодействовать с природой;
воспитательные:
воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
формировать ответственное отношение к родной природе и готовности к активным действиям по ее охране.
развивающие:
развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
развивать эстетические представления.
развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
Проблема:
Экологическая грамотность и бережное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния «экологической катастрофы». Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.
Новизна проекта : Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности, выстроенной согласно датам. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: социализация, безопасность, труд, социальный мир и предметное окружение, развитие речи, изобразительную деятельность, региональный компонент. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению по охране природы, во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
Практическая значимость проекта :
Данный проект поможет заинтересовать детей и родителей неравнодушных к природе и даст возможность задуматься над своим отношением к миру вокруг нас. Ведь каждый может внести свой вклад и помочь сохранить нашу прекрасную природу!
Направления деятельности:
Познавательно-развлекательное направление ставит целью формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение мира природы, связанное с практическими делами (содержание в чистоте уголка природы и игровой пдлощадки, забота о живой природе).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
Основное содержание проекта :
Тип проекта : познавательно-экологический, исследовательский.
Методы и приемы работы:
Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр.
Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок;
Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.
Целевая аудитория
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, педагоги.
Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.
Возраст детей: проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Условия реализации образовательного проекта : проект разработан на один год; предназначен для детей подготовительной к школе группе (6-7 лет).
Формы организации деятельности детей: групповая.
Ресурсы:
Информационное обеспечение проекта :
Консультации для родителей;
Консультации для воспитателей;
Дидактический материал
Методическая литература
Художественная литература
Игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности.
Материальное обеспечение проекта.
Телевизор, экран, проектор, магнитофон, интерактивная доска, микрофоны, уголок экологической направленности.
План реализации проекта :
1 этап: Подготовительный
1. Диагностирование детей.
2. Определение цели и задач проекта.
3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
4. Разработка учебно-тематического плана.
5. Создание условий для организации работы
2 этап: Основной
1. Цикл познавательных мероприятий
2. Исследовательская и практическая деятельность
детей по изучению объектов живой и неживой природе.
3 этап: Заключительный
1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
2. Оформление презентации.
Ожидаемые результаты:
Дети:
1. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.
Педагоги:
1. Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника.
2. Повышение профессионального мастерства: повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
3. Пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе.
4. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Родители:
1. Обогащение уровня экологических знаний родителей.
2. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
3. Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми через совместные игры.
Вывод
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки. Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.
Проект расширил представления детей о насекомых, животных, о лесе, деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми.
Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Разработанные методы и приёмы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствовала воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе.
Перспективный план работы с родителями:
Месяц/неделя Совместная деятельность Цель
сентябрь Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?» Цель: выявить уровень
экологических знаний у родителей
сентябрь-октябрь Сбор листьев деревьев разной формы и размера, шишки, желуди. Уборка цветочных клумб, участка от листвы.
Цель: обогатить знания детей о времени года, приобщить к совместному труду родителей и детей, формировать бережное отношение к природе.
ноябрь Беседы и консультации с родителями по экологическому воспитанию
«Что такое экологическая культура?». (Введение в понятие экологии, роль экологической культуры в развитии дошкольника).
«Не причиняя вреда природе». (Обговорить правила поведения в природе.).
«Сокровища леса». (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу). Цель: приобщить родителей к обучению детей о правильном поведении в природе, о помощи человека лесу.
декабрь Консультация «Развитие наблюдательности и любознательности ребенка-дошкольника посредством опытно - экспериментальных игр в домашних условиях» Цель: информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное экологическое воспитание ребенка дошкольного возраста.
январь Рекомендации для родителей (посещение экологических музеев, выставок, зоопарка, городских парков) Цель: формирование экологической культуры дошкольников через посещение экологических музеев, выставок и т. д.
март Консультативный пункт: консультация: «Первые шаги в воспитании экологической культуры в семье» Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения.
Дать первоначальные знания об окружающей среде, ее значение для человека
апрель Клуб «Молодая семья» :
Консультация: «Учите детей беречь природу» Цель: формировать культуру поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту.
май Ширмы для родителей по экологическому воспитанию
«Азбука поведения в природе»
«Прогулки в природу»
«Защитим друзей леса!»
«Поможем птицам»
«Чистый воздух» Цель: расширение педагогического кругозора родителей.
Перспективный план работы с педагогами:
Месяц/неделя Вид деятельность Программное содержание
февраль
март
апрель В рамках месячника по экологическому воспитанию детей презентация «Педагогическая копилка» для воспитателей ДОО. Выставка дидактических игр по экологическому воспитанию
Цель: изучить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
февраль Консультации для педагогов на тему «Особенности проведения экологических экспериментов в детском саду» Цель: изучить вопросы применения в педагогическом процессе ДОУ наблюдений и экспериментов как средства экологического воспитания дошкольников.
апрель Консультация: «Экологическая тропа» Цель: педагогическая значимость экологической тропы в работе с детьми