Марина Яборова
Экологические подвижные игры для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Экологические
для детей 5-7лет
автор: инструктор по физической культуре Яборова М. А.
МБДОУ № 69 г. Сыктывкара
Цель: закрепить познавательные блоки по экологической направленности в сочетании с физической двигательной активностью.
В играх используются речитативы, с помощью которых, ребёнок легко вживается в образы героев, проникает в жизнь природы и незаметно для себя включается в двигательную активность.
Публикация «Экологические подвижные игры для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Предлагаемые игры помогут организовать интересную и разнообразную деятельность, которая будет способствовать созданию положительного эмоционального тонуса и оздоровительный эффект.
Требования к подвижным играм экологического содержания:
Рекомендуемые игры предлагается проводить с детьми старшего и подготовительного к школе дошкольного возраста;
Игры применять на практике уже на полученных экологических знаниях;
Перед началом игры обязательно нужно рассказать её содержание, цель и правила.
«Птичка на дереве»
Задачи: закрепить название деревьев;
развивать память, мышление, быстроту реакции, навыки перебрасывания и ловли мяча.
Материал: маски деревьев, мяч
Ход игры: Игроки надевают маски с изображением определённого дерева (берёза, клён, ель, сосна, дуб, осина и т. д.). Деревья располагаются по кругу (врассыпную).
Воспитатель начинает игру, говорит:
«Прилетела птичка, птичка-невеличка.
Полетала, на берёзу села», бросает мяч ребёнку в маске берёзы. «Берёза» отвечает: «На берёзе была, улетела на елку», перебрасывает мяч «ёлке» и т. д, если игрок ошибается в названии дерева, которому бросил мяч, то он выходит из игры или дают ему выполнить задание.
«Умный птицелов»
Задачи: учить задавать наводящие вопросы, закрепить название птиц, семейство;
развивать ловкость, быстроту, память, внимание, речь;
воспитывать дружеские взаимоотношения, коллективизм, бережное отношение к пернатым.
Ход игры: Выбирается ведущий птицелов, остальные дети птицы - игроки договариваются, какими птицами они будут называться. Далее птицы летают. По команде птицелов, птицы стараются увернуться от ловишки – птицелова, но если птицелов поймал, то он пытается угадать название, пойманной птицы, задавать наводящие вопросы (перелётная или зимующая, какого семейства, лесная или городская, водоплавающая и т. д.). Одна пойманная птица, один вопрос, если не угадал, то он отпускает птицу, если угадал, то птица становиться птицеловом, а дети придумывают другое название птиц.
«Ласточки и мошки»
Задачи: развивать в детях быстроту, ловкость, умение быстро переключатся из одной роли в другую; закрепить жизнедеятельность птиц.
Воспитатель рассказывает, что птицы очень полезны, тем что ловят вредных насекомых, как это делает ласточка, она на лету вылавливает насекомых.
Ход игры: Выбирается «ласточка», остальные играющие — «мошки». «Мошки» разлетаются (разбегаются) по площадке, а «ласточка» их ловит, до кого она дотрагивается говорит: «Ласточка!», «мошка» - ребёнок превращается в ласточку, игра продолжается до тех пор, пока все мошки не превратятся в ласточек.
«Кукушка»
Задачи: развивать ловкость, быстроту, наблюдательность, инициативу, закрепить знания об образе жизни птицы.
Материал: малый мяч, обручи.
Воспитатель рассказывает детям об образе жизни кукушки и предлагает игру.
Ход игры: Выбирается из играющихся детей кукушка, остальные птицы. У каждой птицы есть своё гнездо, лежащий на полу обруч. Воспитатель проговаривает слова:
Эта птица гнёзд не вьёт
И птенцов своих не ждёт.
В гнезде чужом — яйцо "подбросит",
Никого о том не спросит.
Этим временем все играющие, птицы бегают врассыпную, имитируя птиц.
Ведущий – кукушка произносит: «Ку-ку».
На слово «ку-ку», птицы залетают в свои «гнёзда», а кукушка старается положить мяч в свободный обруч. Если ей это удаётся, то в чьём обруче будет находится мяч, становится кукушкой, если не успеет подложить кому-нибудь, то игра с этим же ведущим продолжается.
2 вариант:
Ведущий–кукушка с мячом (яйцо, остальные птицы. Птицы летают – бегают, кукушка с мячом старается кого – ни будь догнать и задеть мячом, если ему удаётся, то тот, кого заденут, становится кукушкой, ему передают мяч, игра продолжается с другим ведущим и т. д.
«Летучие мыши»
Задачи: развивать координацию движений, быстроту, внимание, ориентацию в пространстве, формирование уверенности в себе, обогащение знаний об особенностях образа жизни летучих мышей, их способов обитания.
После знакомства детей с особенностями жизни летучей мыши проводится игра.
Ход игры: Выбирается кот, все остальные дети летучие мыши. Все дети изображают летающих мышей, бегают врассыпную, воспитатель говорит слова:
Эй, летающие мыши,
Улетайте с этой крыши!
У соседей кот летучий,
Он летает выше тучи!
Лучше прячьтесь за сараем,
Вместе в прятки поиграем. (Отрывок из стихотворения Шубная Л.)
1 вариант
После слов выбегает кот, бегающие «летучие мыши» на последние слова вбираются на гимнастическую лестницу, скамейку, а кот ловит тех детей, которые не успели забраться.
2 вариант
Материал: шарф (косынка)
Ход игры: Все дети летают, косынки используют вместо крыльев, на последние слова мыши садятся на корточки, прячутся, прикрывая себя косынками, кот должен угадать, кто под косынкой спрятался, кого не угадает, становится водящим – котом.
«Голодный зверь»
Задачи: развивать диалогическую речь, внимание, воображение, быстроту; закреплять знания о пищевых связях между животными; расширять кругозор о видовом разнообразии растений и животных.
Материал: кубик
Ход игры: Дети стоят в кругу, выбирается ребёнок- водящий, который называет себя любым из животных, например, лиса.
Ребёнок – лиса ходит за кругом и говорит слова:
«Я по лесу хожу, очень кушать хочу
По стучусь я к волку… Тук-тук
-Кто здесь?
- Лиса.
- Зачем пришла?
- Есть хочу.
- Что именно?
Лиса называет, чем она хочет полакомиться, например, «мышкой».
Волк и лиса становятся спиной друг к другу, воспитатель на пустое место в кругу кладёт кубик, виде добычи.
Дети хором говорят: «Раз, два, три возьми!». Волк и лиса бегут в разные стороны по кругу, стараясь завладеть кубиком. Если лиса успеет взять кубик, то значит она завладела угощением, остаётся в кругу, если успеет волк, то игра продолжается дальше с голодной лисой. Лиса может назвать любого животного, с кем бы она хотел посоревноваться.
«Волшебный лес»
Задачи: учить детей сохранять правильную осанку, бегать врассыпную не наталкиваться друг на друга; расширять знания о работе лесничего; воспитывать бережное отношение к лесу.
Ход игры: Выбирается лесничий, остальные дети деревья. Воспитатель объясняет, что волшебном лесу деревья могут бегать, но за порядком в лесу следит лесничий, который следит, чтобы в его лесу росли ровные деревья, не мешая друг другу расти. По сигналу «Волшебный лес!»- дети бегают, по сигналу: «Лесничий!» - дети останавливаются, встают прямо, держа ровную осанку. «Лесничий» ходит смотрит, чтобы дети соблюдали правила игры, на слова:
С рассветом раньше всех встает
Шагает в чащу смело.
И начинается обход –
Лесничий занят делом.
Если ребёнок забыл расправить плечи, голова опущена, то лесничий должен его исправить, далее игра продолжается по команде «Волшебный лес», «лесничий» уходит, дети бегают.
Игра «Зоопарк»
Задачи: развивать двигательную активность; активизация речевой деятельности; расширение словаря, закрепление диких животные.
Ход игры: Двое детей водящих, договариваются какими животными они будут, встают взявшисьза руки изображая ворота. Остальные дети держатся за руки и идут цепочкой через ворота, проговаривая слова;
Мы весенним тёплым днём
В зоопарк гулять идём.
Посмотреть хотим скорей
Мы на всяческих зверей.
Входим мы через ворота
И встречаем … (отрывок из стихотворения Керстен Т.)
На последние слова водящие отпускают руки, водящие спрашивают, например, слон или верблюд, ребёнок, который попал между рук должен выбрать одного из животного и встать за выбранным животным ребёнком. Далее ведущие договариваются уже выбрав название других зверей, игра продолжается, пока все дети не распределятся на две команды. В конце команды перетягиваются, выигрывает та команда, которая перетянет на свою сторону противоположную команду.
«Корешки-вершки» -физкультминутка
Задачи: учить быстро выполнять движения, реагировать на слова и определять овощи, которые используют в пищу корнеплод или растущий на стебле сверху над землёй; развивать внимание, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель договаривается с детьми, если он называет овощ, где используют в пищу корнеплод (репа, свёкла, редька, картофель и т. д., то дети приседают, если плоды овоща растут над землёй (огурцы, помидоры, капуста и т. д., то подпрыгивают (или выполняют хлопок над головой). Можно придумать другие движения.
«Осенний салют» - психогимнастка
Задачи: снимать психоэмоциональное напряжение, закрепить навык подпрыгивания вверх с положения, сидя на карточках.
Ход игры: Игра проходит в парковой зоне, детям предлагается набрать небольшие кучки опавших листьев и произносят стишок в положении сидя на корточках:
Я возьму пригоршню листьев,
И подброшу, что есть сил,
Полетайте, покружите,
И украсьте этот мир.
На последнюю фразу подпрыгивают и подбрасывают вверх листья. Игра повторяется 3-4 раза.
ЛИТЕРАТУРА
И. Грехов В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми/Л. И. Грехов. - 2-е издание. - М. : «Проэксмо», 2000.
Зверев А. Т. Экологические игры. – М. : «Дом педагогики», 1998
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Учебно методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Минск: «Асар», 1996
www.inksystem-az.com
nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/
nsportal.ru/detskiy-sad
kopilkaurokov.ru
multiurok.ru
См. на: http://www.inksystem-az.com/urok-dlya-1-klassa-na-temu-podvizhnye-igry-ekologicheskoj-napravlennosti/