надежда сурова
Экологическая викторина для старшего возраста «Прогулка в лес»
▼ Скачать
Экологическая викторина для старших дошкольников «Прогулка в лес»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Цель: формировать навыки экологической культуры воспитанников
Задачи:
Публикация «Экологическая викторина для старшего возраста „Прогулка в лес“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Познавательное развитие» - расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение к ним.
«Социально – коммуникативное развитие» - формировать основы экологического сознания; развитие личностных и интеллектуальных качеств; формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.
«Физическое развитие» - воспитание физических и личностных качеств.
«Речевое развитие» - развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопроса и загадок, давать полный, содержательный ответ на них.
Предварительная работа: беседы о лесе и его обитателях; заучивание пословиц, загадок, стихотворений; чтение художественной литературы; беседы о правилах поведения в лесу; рассматривание иллюстраций о природе; знакомство с Красной книгой.
Ход викторины
Ведущая: Ребята, вы знаете, что для проведения викторины нам потребуется спра-ведливое жюри: я предлагаю выбрать Старичка-лесовичка. За каждый правильный ответ он будут давать карточку с изображением ягодку ( показывает: вот такую). В конце викторины мы увидим результат. Итак, мы отправляемся в путешествие по лесу.
В лесу
Краснеют на солнце
Сосен стволы,
Разносится всюду запах смолы;
А ландышей белых
Кисти висят;
Как тонок и нежен их аромат.
По лесу иду я,
Песню пою,
И слушают сосны песню мою.
Сквозь ветви густые
Солнце глядит,
Зяблик в ответ мне
Песней звенит…
И. Белоусов
Ведущая: Ребята, но прежде чем отравиться в путешествие давайте с вами вспомним правила поведения в лесу. (Воспитатель показывает знаки с изображением одного из правил поведения в лесу, а дети озвучивают, что оно означает).
Дидактическая игра «Что означает знак»
«Нельзя жечь костры»
«Нельзя уносить детёнышей диких зверей домой»
«Нельзя рвать полевые цветы»
«Нельзя оставлять после себя мусор»
«Нельзя разрушать муравьиные дома»
«Нельзя разорять гнёзда птиц»
«Нельзя шуметь в лесу»
Ведущая: Теперь мы смело можем отправляться в путешествие по лесу и первая наша остановка «Грибы – ягоды»
1 остановка в нашем путешествии –«Грибы – ягоды»
Ведущая: Ребята, сегодня мы пойдем в волшебный лес и будем собирать не грибы и ягоды, а загадки о растениях и обитателях леса. Какие же загадки «растут» в нашем лесу:
На пеньке сидят братишки
Все в веснушках, как мальчишки
Эти дружные ребята
Называются (опята)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису
Рыжеватые сестрички
Называются (лисички)
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой (подосиновик)
В роще у березки
Повстречались тезки! (подберезовики)
Растут на опушке
Рыжые подружки
Их зовут (волнушки)
Белая панамка,
Бледная (поганка)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный (мухомор)
Вопросы викторины :
— Ребята, а что вы можете сказать обо всех этих грибах, какие они? (Съедобные и ядовитые).
— Что значит – ядовитые? Назовите их. (Ответы детей)
— Можно ли сбивать палками мухоморы? (Ответы детей)
— Что значит – съедобные? Назовите их. (Ответы детей)
Ведущая: Вкуснее грибов могут быть только полезные и сладкие лесные ягоды. А что это за ягоды – отгадайте:
И красна, и кисла
На болоте росла (клюква)
Много темно – синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка
Эти бусины -(черника)
Ягоду сорвать легко –
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка –
Там созрела (земляника)
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте чай с (малиной)
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её пойди-ка:
Куст в колючках, будто ёж,-
Вот и назван (ежевика)
В сенокос – горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягодка? (калина)
Ведущая: Молодцы, ребята, грибы и ягоды вы знаете, посмотрите сколько «ягод» вы собрали за правильные ответы, давайте положим их в корзинку и отправимся дальше.
2 остановка в нашем путешествии - «Деревья – наши друзья»
Ведущая: Проверить ваши знания, ребята, нам помогут вопросы викторины :
Вопросы викторины :
— Как вы понимаете, что такое лес?
— Какие деревья растут в наших лесах?
— Зачем люди ходят в лес?
— Как надо относиться к лесным обитателям?
— Почему нельзя в лесу шуметь?
— Сок какого дерева очень полезен людям?
— Какую пользу приносит лес людям?
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (береза)
Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат…
Нет, не все еще – у этих
Листья тихо шелестят. (осины)
Что же это за девица
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьёт
А в иголках круглый год. (ель)
Весной зелена,
Летом загорела.
Осенью надела
Красные кораллы. (рябина)
Желто-красная одежда,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он
Догадались? Это (клён)
Он качает пышной кроной,
Шелестит листвой зелёной.
Погляди среди ветвей,
Сколько спеет желудей. (дуб)
Ведущая: А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть.
Физкультминутка «Вместе по лесу идем»
Вместе по лесу идем
Не спешим, не отстаем
Вот выходим мы на луг
(Ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг!
(Потягивание – рук в стороны)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер
Расстилается ковёр
И направо и налево
(Наклонится и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот – правой рукой левой ступни)
К небу ручки потянули
Позвоночник растянули
(Потягивание – рук вверх)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели
(Дети садятся)
Ведущая: Молодцы, ребята, вы знаете названия деревьев нашего леса. Количество «ягод» в ваших корзинах увеличилось. Отправляемся дальше в путешествие по нашему волшебному лесу.
3 остановка - «В гостях у птиц»
Ведущая: Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)
Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Давайте, ребята, послушаем как они поют (прослушивание записи пения птиц).
Вопросы викторины :
— Какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие).
— Что значит – перелётные? Назовите их. (ответы детей)
— Что значит – зимующие? Назовите их. (ответы детей)
— А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей)
По лесу летает трещотка,
Хвост длинный, сама белобока.
Шустра и вертлява красотка
Такая вот птица (сорока)
Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался в ширь –
До чего красив (снегирь)
Желтенькое брюшко –
Воробья подружка. (синица)
Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами. (сова)
Длины у птицы шея, ноги,
Лягушки от неё в тревоги. (цапля)
Спереди шильце, сзади – вильце,
Сверху чёрное суконце,
Снизу – белое полотенце. (ласточка)
Ведущая: А сейчас, чтобы вы, ребята, немного отдохнули, давайте поиграем в игру «Лягушки и цапли»
Подвижная игра «Лягушки и цапли»
Границы болота (прямоугольник, квадрат или круг, где живут лягушки, отмечаются кубами (сторона 20 см, между которыми протянуты веревки. На концах веревок мешочки с песком. Поодаль гнезда цапли. Лягушки прыгают, резвятся в болоте. Цапля (водящий) стоит в своем гнезде. По сигналу воспитателя она, высоко поднимая ноги, направляется к болоту, перешагивая верёвку и ловит лягушек. Лягушки спасаются от цапли – они выскакивают из болота. Пойманных лягушек цапля уводит к себе в дом. (Они остаются там, пока не выберут новую цаплю.) Если все лягушки успеют выскочить из болота и никого цапля не поймает, она возвращается к себе в дом одна. После 2-3 игр выбирается новая цапля.
Ведущая: Ребята, вы - молодцы, за правильные ответы получайте ягодки-очки, собираем их в корзинку и отправимся дальше.
4 остановка - «Звериное царство»
Ведущая: Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё - отгадайте:
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех боится. (заяц)
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт? (медведь)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - её краса.
Этот зверь лесной (лиса)
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажет это- (волк)
Бережлива и игрива.
Егоза. Ловка на диво.
Классно может вскачь бежать
И орехи разгрызать (белка)
На спине его иголки,
Удивительно как колки,
Их руками не возьмёшь, Потому что это(ёж)
Стройный, быстрый, рога ветвисты
Пасётся весь день, кто это?. (олень)
Вопросы викторины :
— Как заяц готовится к зиме?
— Где живёт белка?
— У какого дикого животного есть рога и копыта?
— Что такое «Красная книга»?
Ведущая: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Хитрая лиса».
Подвижная игра «Хитрая лиса»
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лису хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие 3 раза хором спросят и лиса скажет «Я здесь!». Если лиса выдаст себя раньше, воспитатель назначает новую лису. Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.
Ведущая: Но вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Кого же вы сегодня встретили в нашем путешествии. (ответы детей)
Ведущая: А кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям? (ответы детей)
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели,
Зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон
И голос птичий
Охраняет — кто?.
Дети: Лесничий.
Ведущая: Да, ребята, лесничий (или егерь) – главный человек в лесу.
В чём заключается работа лесника? (ответы детей)
Подведение итогов
Ведущая: Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе, и теперь настало время подвести итоги. Старичок- лесовичок готов подвести итоги нашей викторины. (Подсчет ягод-очков).
Ведущая: Давайте положим все «ягодки» в коробочку, закроем её и я произнесу волшебные слова, которые мне сказал Старичок-лесовичок, а вы слушайте внимательно:
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.
Ваню – земляникой, Таню – костяникой,
Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой.
Что же это, ребята, за богатырь? (ЛЕС)
После волшебных слов открываем коробочку и смотрим, какой же подарок – сюрприз для вас приготовили ЛЕС и ЛЕСНИЧИЙ.
(открываем коробку – «ягоды-очки» превратились в БАНОЧКУ МАЛИНОВОГО ВАРЕНИЯ).
Ведущая: Вот так подарок – все наши ягоды превратились в варенье. Спасибо тебе, ЛЕС, за такое угощение.
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобится он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
Зайчика и ёжика –
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минутку не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и реки,
Это всё для нас навеки.