Светлана Лобко
Экологическая викторина с педагогами «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Активизировать имеющиеся у педагогов знания; создать благоприятный психологический климат в коллективе.
Ведущий: Есть мир чудесный — он вокруг
И стоит только захотеть
Как оживет природа вдруг
И всем захочется лететь, как птица
Шуметь березкою кудрявою в лесу
И я вас приглашаю окунуться
В природу, в дикий мир и красоту.
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Цветы. Все о цветах
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- «Цветик-семицветик»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, Заставляет остановиться и прислушаться, присмотреться и задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.
Но где бы не находился детский сад – в шумном городе или в тихом посёлке -воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой
Сегодня мы поговорим о природе как источнике познания.
Экологическое воспитание и воспитание красотой немыслимы без чувства восхищения природой. Важно ещё в детстве научиться замечать и видеть Красоту, понимать и чувствовать её. Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на Красоту, помочь увидеть её, услышать. Восхищение красотой природы делает человека лучше.
Восхищение необходимо и нам и детям как пища для души, а порой и как лекарство.
Поэтому, стремясь воспитать детей как хранителей природы, мы должны прежде всего помочь им научиться в раннем возрасте испытывать восторг, восхищаться природой. Из этого складываются любовь к жизни и духовное здоровье.
В экологическом воспитании и воспитании Красотой нам помогают не только наблюдения за природой и общение с ней, но и игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты.
Сегодня мы с вами тоже немного поиграем. Темой нашей игры будет экология.
Мы проведём экологическую викторину «Цветик – семицветик».
-Сегодня в наш детский сад пришло письмо (достаю конверт украшенный цветами). Написала нам письмо фея цветочной страны: «Дорогие педагоги, очень прошу вас помочь мне. Дело в том, что злой волшебник заколдовал мой самый любимый цветок – цветик - семицветик. Теперь он стал бесцветный, и чтобы расколдовать его, необходимо выполнить задания».
На магнитном мольберте закреплён цветик- семицветик, у которого лепестки белого цвета.
Условия игры: За правильный ответ команда будет получать фишки. Побеждает та команда, которая наберёт большее количество фишек.
Я предлагаю вам разделиться на две команды.
Прежде чем мы начнём, вам нужно придумать название команды и приветствие для соперников.
Задание №1 Для того, чтобы немножко собраться и сосредоточиться проведём разминку:
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ:
1. У какого животного есть иголки? (у ежа).
2. Кто в лесу всю зиму спит? (медведь).
3. Назовите домашних птиц, которые умеют плавать? (утки, гуси).
4. У какого домашнего животного есть и рога и копыта? (у быка, коровы).
5. Как заяц готовится к зиме? (меняет шубу).
6. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека. (скворечник).
7. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (клён)
8. Какие лекарственные растении можно встретить в наших краях?
9. Дерево выше куста, а что ниже? (трава).
10. Множество деревьев - это что? (лес).
11. О какой погоде предупреждает кошка, сворачиваясь в клубок? (к холоду).
12. Вереск, брусника, клюква, фикус, ель, лавр….?
К какой загадке всё это является отгадкой?
(Зимой и летом – одним цветом).
13. У кошек и овец – окот, собак – помёт, коров – отёл, кроликов – окрол, а у рыб? (нерест).
14. Какое животное «одолжило» свои глаза и фотоаппарату и дорожным знакам? (эл. диафрагму – способ реагирования на свет – светоотражение).
Посмотрите, мы выполнили первое задание, и лепесток снова стал цветным (переворачиваю лепесток цветной стороной вверх)
Задание2:-А сейчас я предлагаю вам вспомнить пословицы о природе, народные приметы:
-Лес – богатство и краса, береги свои леса.
-Много леса – не губи, мало леса- береги, нет леса – посади.
-Из чистого родника – чистая вода.
-Возвращай земле долг – будет толк.
-Вода на лугу – сено в стогу.
-Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.
-В поле свёз навоз – с поля хлеба воз.
Задание 3:
Вам нужно отгадать загадку. Отгадка послужит вам подсказкой. Вы должны угадать о какой песне идёт речь, и напеть несколько строчек из детской песни. (Загадки загадываются по очереди каждой команде).
1. В белом сарафане
Стояла на поляне
Летели синицы
Сели на косицы
(Во поле берёза стояла).
2. Без рук, без ног,
А ворота отворяет.
(Дует, дует ветер.)
3. Он всюду- в поле и в саду,
Но в дом не попадёт
И никуда я не пойду
Покуда он идёт.
(Тук-тук, тук-тук
По стеклу раздался стук).
4. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень-непогодушка, Падают, падают листья.).
5. Мордочка усатая
Шубка полосатая
Часто умывается
А с водой не знается.
(Серенькая кошечка, села у окошечка).
6. Заворчал живой замок
Лёг у двери наперёд.
(Вот собачка Жучка,
Хвостик закорючка.)
74. Хлеба не ело,
Воды не пило,
А все обогрело,
Всех светом залило.
(Солнышко лучистое).
8. Богатырь стоит богат
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку- орешком,
Петю- сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой.
(Лес, лес до небес - полн сказок и чудес.)
9. Посмотрите-ка, какая 5. Зимой спит
Вся горит, как золотая, Летом ульи ворошит.
Ходит в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой. (Не хочу котлету, дайте мне конфету.)
(Я лисичка. - я сестричка,
Я хожу неслышно).
10. Зимой спит
летом ульи ворошит.
(Не хочу котлету, дайте мне конфету.)
-Молодцы, справились и с этим заданием.
Ну вот, ещё один лепесток мы расколдовали. (переворачиваю очередной лепесток цветной стороной вверх на магнитной доске).
Задание 4:
-А сейчас блиц - турнир. Итог этого конкурса зависит от вашей эрудиции и начитанности.
1. Этот писатель – природовед. По форме его произведения сказочны: звери и деревья разговаривают, думают,поучают, любят. Кто этот писатель? (В. Бианки).
2. Этот художник - анималист много лет рисует животных и образы природы. Книги с его иллюстрациями опубликованы в изданиях «Малыш», «Просвещение», «АСТ». Он иллюстрировал рассказы и сказки В. Бианки, энциклопедию по природе для детей, книги стихов. Кто этот художник? (Виктор Васильевич Бастрыкин).
3. В каких видах деятельности ребёнок может выразить свои впечатления от общения с природой?
(игровая, познавательно-исследовательская, художественно- эстетическая, коммуникативная).
4. Целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира?
(Наблюдение).
5. Перелётные птицы ежегодно улетают в одно и тоже время, причём на это не влияют ни температура воздуха, ни погода. Что же служит сигналом к началу движения?
(Продолжительность светового дня).
6. Зачем члены организации «Гринпис» мажут детёнышей нерпы – бельков зелёной краской?
(Чтобы испортить товарный вид их шкурки и спасти от браконьеров).
7. В 1806г. А. Гумбольт в своей работе «Мысли о физономике растений» положил начало этой науке. Ч. Дарвин развил его взгляды. А в 1876г. Э. Геккель предложил термин, характеризующий науку о доме, местоприбывании, убежище – отрасль биологии. Что это за новый термин, ставший наукой, основателем, которой признан последний?
(Экология).
8. За последнее время было создано много комплексных и парциальных программ. Назовите парциальные программы экологического направления.
(«Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом- природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог»).
9. В Карибском море водится усатая «рыба- кошка». Какая речная рыба- хищник является её ближайшим родственником? (Сом).
10. Он полезен и вкусен, из него делают варенье и масло. Платон считал, что его плоды разумны, поскольку имеют мозг и уползают от людей. Назовите его. (Орех).
11. Благодаря широчайшему ареалу распространения (от полюса до полюса) именно этот вид растений является главным поставщиком кислорода в атмосферу Земли, и, если по каким – либо причинам погибнут, экологической катастрофы не миновать. Назовите этих незаменимых трудяг.
(Водоросли).
12. Ранее в Красной Книге было четыре категории животных:
1. Исчезающие виды.
2. Редкие виды.
3. Сокращающиеся виды.
4. Виды, степень опасности исчезновения которых ещё не установлена.
Потом появилась пятая категория, сведения о которой печатаются на зелёных страницах. Что это за категория?
(Виды, опасность исчезновения которых миновала).
13. Самый прожорливый хищник?
(Стрекоза. За день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама).
14. Самое зубастое животное?
(садовая улитка до 14 тысяч зубов, слизень - 30 тысяч зубов).
Рекордсмен по количеству зубов - слизень. Обитает он только на суше, и в его питание не входит плоть. На языке этого малыша находится около 30 тысяч зубов. Зубы нужны брюхоногому моллюску для того, чтобы есть ягоды, фрукты и листья, в которых слизень проделывает огромные отверстия.
Улитки – эти маленькие существа занимают второе место среди самых зубастых животных. На языке улиток располагается 135 рядов, на каждом из которых находится по 100-105 зубов. Таким образом, общее количество зубов приравнивается к 14 тысячам. Хоть и маленький, но какой зубастый монстр.)
-Вот и с четвёртого лепестка мы сняли чары злого волшебника.
Задание №5: «Легенды о цветах»
Цветы долгое время считаются одним из самых универсальных и любимых женщинами подарков. Букет цветов может сказать многое, улучшить настроение, скрасить даже самый хмурый день.
Цветы - это невероятно красивое, нежное творение природы, которое у многих ассоциируется с женственностью и невинностью?
цветы - это капелька солнца, капелька радости, щепотка волшебства и вот оно, хорошее настроение!
Цветок нежен,красив, ароматен, хрупок. и. увы. недолговечен.
Я хочу вам предложить послушать легенды о так хорошо знакомых нам цветах, и попробовать угадать, о каком цветке идёт речь в легенде.
Командам по очереди зачитываются легенды о цветах. Задача команды –догадаться, о каком цветке сложена легенда.
Легенды : 1.Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческих слов «гала» - молоко и «актус»-цветок, то есть молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то успокоить ее и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому цветок стал символ надежды. (Подснежник).
Легенда 2.В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток фей и нежных эльфов. Его родина Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в 19 веке он попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме был случай, когда за три луковицы цветка были куплены два каменных дома. (Тюльпан.)
Легенда 3. Ее родина Персия. Существует поэтическая легенда: однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими луга и леса. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только лиловая. Тогда Флора брызнула лиловой краской на кусты, и выросла роскошная (Сирень).
Легенда 4.Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла. А из её прекрасных синих глаз покатились слёзы, и только Луна была свидетелем того, как эти чистые слёзы превращаются в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. (Ландыш).
(По мере выполнения заданий разворачиваю лепестки цветка цветной стороной вверх).
Задание №6:
Человеку и другим живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей и всей жизни на Земле!
Перед вами лежат бумага и художественные средства на ваш выбор: акварельные краски, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки. Нарисуйте плакат, призывающий людей не загрязнять атмосферу. (Пока педагоги рисуют, звучит спокойная мелодия).
Задание 7:У нас остался последний лепесток. Мы справились почти со всеми заданиями.
Попробуем расколдовать последний лепесток. Каждой команде нужно прочесть стихотворение о природе (экологии).
Обращаю внимание педагогов на то, что цветок стал разноцветным.
-Вы справились со всеми заданиями. Мы рассеяли чары злого волшебника. Теперь цветик - семицветик снова будет радовать фею и жителей цветочной страны своей красотой! А наша встреча подошла к концу.
Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирования позитивного отношения к природе «рукотворному миру», культуре природопользования.
Мы педагоги, должны иметь высокий уровень экологических знаний и умений, чтобы применить их на практике, в работе с детьми.
Я хочу закончить нашу с вами встречу словами:
Мне не унять метели.
Не растопить снега,
Но чтобы птицы пели-
Это в моих руках!
В. Солоухин
Подведение итогов, Вручение призов.