Светлана Линенко
Экологическая сказка «Саламандра» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснет, тот ни с чем и уйдет. В то давнее и далекое время, когда в лесу бродили лешие, в ступах летали ведьмы, в водоемах обитали русалки и водяные, люди верили в чудеса и приведений. Это присказка не сказка, сказка будет впереди.
Публикация «Экологическая сказка „Саламандра“ (старшая группа)» размещена в разделах
Жила-была матушка Природа, и было у неё четыре дочери – стихии: Земля, Вода, Воздух, Огонь. Дружны были сестры и все в мире жили в радости и счастье. У каждой стихии были свои помощники: у Земли были гномы, у Воды были ундины (русалки) и водяные, у Воздуха – сильфы (сильфиды, у Огня – саламандры.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Сегодня я вам расскажу сказку о духе Огня – Саламандре. Это дух и душа жаркого пламени. Он бывает как добрый, так и злой. Эта история произошла с Иванушкой.
Было у отца с матерью три сына Первуша, Вторуша и Иванушка. Как- то по утру отец призвал сынов и сказал : «Еду я в город продам мед и куплю зерна, овса-коню, да подарков разных. А вы помогите матушке по хозяйству». Сказал, запряг коня и отправился в дорогу.
Мать отправила сыновей в лес. Первуша собирал ягоды, Вторуша – грибы, Иванушка – хворост. Первуша и Вторуша вернулись к обеду с полными корзинками ягод и грибов, а Иванушка собирая хворост отошел далеко в лес и заблудился.
Матушка и старшие братья собрались и пошли искать последыша в лес. День близился к концу, и в лесу становилось холодно.
Когда Иванушка понял, что он заблудился, то решил развести огонь, чтобы его увидели люди, отпугнуть диких зверей и согреться. Он пытался развести костер, но из-за холода пальцы рук уже переставали слушаться. Стал он звать на помощь, надеясь, что кто-то его услышит. Услышала его мольбы стихия Огня. Отправила она на помощь свою помощницу - Саламандру. Когда Иванушка очередной раз пытался развести огонь, сверкнула искорка, от которой вспыхнули листики, веточки и разгорелся огонь. Иванушка сидел и смотрел на танцующие языки пламени, среди них он увидел ящерку, которая перепрыгивала с одной горящей ветки на другую, не давая огню сильно разгореться. Это было похоже на танец. Мальчику стало не так страшно. Он понял, что у него появился новый друг, который дал тепло, свет, еду. Ему показалось, что он тоже понравился огненной ящерице. На углях он испек картошку, на веточке поджарил хлеб и грибы. Теперь он был сыт и обогрет. В лесу совсем стемнело и он услышал приближающиеся голоса матушки, отца, который вернулся из города, и братьев. Мальчик, забыв обо всем, бросился навстречу своим родным. Радостные они вернулись домой. Саламандра тоже обрадовалась встрече и побежала следом за Иванушкой. Костер без присмотра продолжал гореть в лесу. Языки пламени очень быстро перешли из костра на траву и деревья, превращаясь в большой огонь. Огонь разгорался сильнее и сильнее и стал угрожать лесным жителям. Когда Саламандра обернулась, то увидела горящий лес. Огонь был настолько сильным, что ей показалось, что она не сумеет его погасить. Она обратилась за помощью к другим духам, духам воды, земли, воздуха. Тут же подул ветер, набежали тучи, пошел сильный дождь. Все вместе они справились с огнем, не допустив большой беды. А сказка эта учит тому, что человек должен быть внимательным, аккуратно обращаться с огнем, потому, что огонь приносит как пользу, так и беду природе и человеку.
Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.
Деятельность на закрепление:
1. Беседа «Огонь -друг, огонь-враг».
2. Рассматривание иллюстраций с изображением духа огня – Саламандры.
3. Подвижная игра «Четыре стихии»
По правилам игры участники становятся в круг, в середину которого, встает водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: "земля", "вода", "огонь" или "воздух".
Если водящий сказал слово "земля", то тот кто поймал мяч, должен быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное.
При слове "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы, водных существ.
При слове "воздух" называются птицы.
При слове "огонь" все должны помахать руками. Затем мяч возвращают водящему.
Если игрок ее успел назвать слово или ошибся – он «платит» фант, или меняются местами с водящим и игра продолжается.