Оксана Чайковская
Экологическая сказка как средство познавательного развития
▼ Скачать + Заказать документы
С момента рождения ребенка окружает мир природы. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов. Первые восприятия важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес.
Работа педагога не из легких! Что только не приходится находить и придумывать, чтобы заинтересовать детей. Чтобы НЕ заставить их слушать, а именно сделать так, чтобы они САМИ хотели слушать!
Публикация «Экологическая сказка как средство познавательного развития» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Периодические я сама ищу новые методики, и по мере возможностей стараюсь внедрять новое и эффективное. Когда наступила пора знакомить моих почемучек с экологией, я обратилась к уже известной и эффективной форме работы – проектная деятельность. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Но с помощью чего донести ребенку доступным простым языком экологическую информацию? Оказалось все очень просто, дети сами подсказали мне, что ставить во главу угла нашего экологического проекта - сказку.
И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит нас с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель.
Вы знаете, что сказки бывают разные : волшебные, бытовые, добрые, о животных, растениях, неживой природе и предметах, экологические сказки.
А что такое экологическая сказка?
Экологические сказки дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе. То есть решает все задачи экологического воспитания детей. Один из главных принципов в этой работе должен быть интегрированный подход и именно с помощью сказок экологическое воспитание проходит через все образовательные области.
Читая с детьми сказку «Аленушка и братец Иванушка» малыши задали вопрос, а почему Иванушка превратился в козленочка? А действительно почему? Работая над этой проблемой мы с детьми пришли к выводу, что вода из копытца была грязная, эта сказка послужила началом исследовательской деятельности с помощью которой дети выяснили почему вода становиться грязной и как надо её беречь.
В нашей группе создана мини-лаборатория для проведения опытов с водой, песком и другими предметами. В следующем году мною запланировано проведение конкурса «Я - исследователь», что даст возможность детям выступить с защитой своих экологических проектов.
Сказки-притчи Сергея Баруздина помогают ответить на многие вопросы, которые дети задают мне: о рыбках, воробьях, черепахах, страусах, улитках и других обитателях планеты.
После чтения сказки «Почему рыбы молчат?» мы с ребятами посетили экологическую комнату для наблюдения за рыбами в аквариуме. Мы предположили, что если рыбы раньше разговаривали, значит они могут нас слышать и что бы им не было скучно мы рассказали рыбкам как они выгладят, какого они цвета, на какие геометрически формы они похожи, сколько их, затем ребята научились правильно ухаживать за рыбами. Все это помогло расширить кругозор детей, создать благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания, а так же доставило детям много радости и содействовало их всестороннему развитию, получению элементарных трудовых навыков.
Творчество Виталлия Бианки приучает ребят к самостоятельным наблюдениям над родной природой. С волнением следили мы за приключениями маленького путешественника Пика из рассказа «Мышонок Пик», знакомились с бедным муравьишкой, которому во что бы то ни стало нужно попасть домой до захода солнца, затем проводили наблюдение за муравьями на участке.
А после прочтения «Лесные домики», мои маленькие умельцы мастерили гнезда из сухой травы, веточек, пуха, рисовали и лепили крылатых жителей леса, и с удовольствием играли в подвижную игру «Птицы в гнездах».
Познавательные сказки Людмилы Вахрушевой помогают просто и доступно рассказать детям о сложных природных явлениях и дать представление о здоровом образе жизни. При проведении праздника «День Воды», дети презентовали сказку «Приключение капельки Капы». Это помогло детям закрепить усвоенные знания о круговороте воды в природе.
И конечно же большим подспорьем в моей работе являются экологические рассказы, сказки и праздники Натальи Рыжовой, с помощью них, в занимательной форме я знакомлю детей с природными явлениями, их взаимосвязями, с некоторыми понятиями экологии, с безопасным поведением в природе, учу думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Большую роль в реализации нашего проекта сыграло привлечение родителей. Дети вмести с мамами и папами сочиняли рассказы о животных, мастерили поделки из природного материала. Благодаря их участию у детей повысилась самооценка, укрепились связи между детским садом и семьей.
Моя работа со сказкой способствовала становлению не только личностных качеств, но высших чувств ребенка, которые связаны с событиями и переживаниями сказочных персонажей; Интеллектуальные чувства вызвали у детей поступки сказочных героев; При восприятии красоты и разнообразия живой природы развивались эстетические чувства.
В результате использования метода проекта дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной среде подростка в школе и во взрослой жизни.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!