Ирина Валиева
Экологическая акция как средство формирования культуры труда дошкольников в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая акция как средство формирования культуры труда дошкольников в природе.
Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 311
Валиева Ирина Владимировна
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии. (2 слайд)
Публикация «Экологическая акция как средство формирования культуры труда дошкольников в природе» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В процессе труда у детей развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность). По мнению многих исследователей, для развития этих личностных качеств необходимо формирование трудолюбия. Педагог может решать в процессе труда вопросы эстетического воспитания детей; учить их видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека; замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого. Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольника. Если труд входит в его жизнь не однообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, ребенок получает от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам. Труд позволяет ребенку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях. Большую значимость для дошкольников имеет совместный труд детей со взрослыми. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Поэтому приглашение родителей для участия в уборке помещения, озеленении участка всегда желательно. И совсем необязательно, чтобы всякий раз приходили родители всех детей. Важно, чтобы каждый ребенок знал, что и его мама и папа когда-то будут трудиться вместе с ним.
В практике работы ДОУ перед нами всегда будут стоять следующие задачи по формированию культуры труда у дошкольников: (3 слайд)
- повышать интерес дошкольников к труду;
- повышать значимость положительного влияния коллектива на личность,укреплять товарищеские связи, тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, навыки совместной деятельности, сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
- ярче раскрывать склонности, умения, стремления и активность каждого ребёнка;
- формировать чувство общественного долга;
- чувство потребности в труде.
Эффективной реализации данного направления в практике работы ДОУ будет способствовать использование экологических акций. (4 слайд) Экологические акции мы рассматриваем как систему воспитательно-образовательных мероприятий, связанных одной тематикой, организуемых для формирования культуры труда дошкольников в природе,основ экологических знаний, осознанно правильного отношения к объектам природы, которые предполагают участие всех участников образовательного процесса через взаимодействие и сотрудничество детского сада и семьи, что соответствует ФГОС ДО.
К таким относятся: ( 5-10 слайды)
- Акция “Скворечник - домик для птиц”
- Акция “Покормите птиц зимой”
- Акция “Красивое рождает доброе”
- Акция “РостОК”
- Акция “Мир похож на цветной луг
- Акция “Мы-за зелёные улицы города!”
Проводимые экологические акции проходили по одному алгоритму, в несколько взаимосвязанных этапов, объединенных одной целью и несколькими задачами. (10 слайд)
Более подробно расскажем вам на примере акции “МИР похож на цветной луг” и “Мы-за зелёные улицы города”
1. Подготовительный этап — направлен на погружение детей и родителей в проблематику темы данной акции, с дальнейшим обозначением комплекса мероприятий и прогнозированием практической деятельности природоохранного характера. (11 слайд) На этом этапе с детьми проводились беседы-рассуждения, экскурсии в лес, наблюдения, продуктивная работа. Посредством чего мы воспитывали в детях любовь к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным, помогали осознавать социальную значимость своей деятельности- труд в природе. Детям захотелось принять участие в улучшении окружающей среды на территории ДОУ. Вместе с родителями мы обсуждали образ будущего участка. (12 слайд) Было много откликнувшихся родителей, которые своим примером показывали детям свою заинтересованность в трудовой деятельности по озеленению на участке.
2. Практический этап (13 слайд) — направлен на развитие интереса к трудовой деятельности взрослых, общественной значимости труда, закрепление представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Практический этап предусматривал использование разных видов и форм организации труда дошкольников, что способствовало формированию культуры труда детей. (14, 15 слайды)
-коллективный ручной труд (дети рисовали плакат-агитация);
-труд в природе (озеленение и приумножение объектов природы- совместно со взрослыми, разбившись на микрогруппы);
3. Просветительский этап — направлен на пропаганду экологических знаний, на воспитание уважения к труду взрослых, к результатам их труда у сверстников, младших дошкольников и взрослых. (16 слайд) На этом этапе старшие дошкольники занимались просветительской деятельностью среди сверстников, младших дошкольников и взрослых.
Проведенная акция способствовала развитию любознательности, стремлению подражать взрослым, желание отражать полученные впечатления о результате трудовой деятельности и желание детей самим подарить растения для озеленения нашего микрорайона другим жителям! Важно не только принимать, но и дарить! Для этого мы организовали с детьми Акцию “Мы - за зелёные улицы города!” (17,18, 19 слайды)
Итоги экологических акций:(20 слайд)
- формирование у детей культуры труда в природе;
- воспитания отношения к труду как к источнику радости и творчества;
- взаимодействие и сотрудничество с семьями;
- воспитания понимания взаимосвязи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды;
- формирование экологической культуры детей.
Мы стремимся на этом не останавливаться и активно внедрять в жизнь детей и их родителей такого рода мероприятия!