Парасковья Игнатьева
Экологическая лаборатория — как средство формирования исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Разнообразие растительного и животного мира, правильная – с экологической точки зрения – организация зоны природы в помещении детского сада составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, поддержание ее на должном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Насколько полезно иметь в ДОУ экологическую лабораторию поняли все, что всерьез приступил к решению практических задач, направленных на экологизацию воспитательной работы с дошкольниками.
Лаборатория – это место предназначенное для проведения исследовательской работы, специально для этого приспособленное и оснащенное. Основы экологического мировоззрения, формируемые у детей обязательно должны включать :
- мотивации к исследовательской деятельности по отношению к природным обьектам ;
- навыки экспериментальной работы с обьектами живой и неживой природы;
- представления о том, что новые знания о природных явлениях можно добывать, но это требует упорного труда, использования специальных приспособлений, а также знаний, добытых людьми ранее;
Для решения этих задач необходимо:
- оборудование в ДОУ специальных помещений с живыми коллекциями;
- оснащение его необходимыми приспособлениями для проведения экспериментов ;
- подбор (создание) методического обеспечения для проведения с детьми лабораторно- практических работ;
Основная цель лабораторных работ преследует привлечение малышей к экспериментальной работе – приобщить их с ранних лет к искусству добывать новые знания и представления. При этом у детей пробуждаются и активируются способности предвидения и предсказания, чувство ожидания результата. Дети в ходе лабораторного практикума приобщаются к культуре планирования деятельности, выборе нужных средств для ее выполнения проверке правильности выполнения работы. Они обучаются доказывать правильность или неправильность утверждений экспериментальным путем : демонстрируя свойства конкретных обьектов.
Целенаправленная систематическая работа с детьми в экологической лаборатории обеспечивает развитие начал экологического сознания, первых практических умений, навыков, должного взаимодействия с природой, ближайшего окружения. На примере наблюдений и исследований обьектов на экологической лаборатории можно в полной мере научить детей любить и уважать природу, защищать ее.
В дошкольном учреждении экологическая лаборатория выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и трудовую функции.
Любовь к природе сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в дошкольных учреждениях и в семье.
Сценарий познавательной викторины для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Путешествие «Почемучек».
Цель: Активизировать и обогащать умения родителей осуществлять экологическое воспитание детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей.
Домашнее задание, предваряющее встречу. Подготовка рукописных книг усилиями детей и родителей: «Чудесные цветы», «Мир глазами детей», «Животные, которых мы знаем».
Проведение викторины :
• Задание родителям «Придумайте загадку».
На каждый стол кладется чудесная коробка с игрушечными животными, растениями. Ведущий предлагает родителям придумать загадки о цветах, деревьях, бабочках, звездах, рыбах, чтобы дети могли их отгадать. При этом родителям предлагается два варианта загадывания загадок: вербальный - дать описание каких-то характерных особенностей животного или растения. Например: «Белые лепестки, желтая серединка, листики похожи на укроп» ; невербальный – изобразить загадку с помощью жестов, мимики, действий.
• Игровое упражнение для детей «Как вести себя на природе».
Детям предлагается из ряда табличек – рисунков выбрать знаки, напоминающие о культуре поведения в природе. Это могут быть следующие ситуации : «Не разоряй муравейники», «Не руби деревья», «Не лови диких животных и не уноси их домой», «Не трогай птичьи гнезда, не подходи к ним близко» и. т. д.
Родителям предлагается на выбор карточки с правилами поведения на природе, к которым нужно сделать черно- белый набросок знака, напоминающего то или иное правило, и дать комментарий к нему, доступный детям.
1. «Не бросай в водоемы мусор и разный хлам».
2. «Не жги костры».
3. «Не лови насекомых».
4. «Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны».
• Задание для родителей.
Участникам предлагаются коробки с пазлами «Животный мир планеты». Необходимо быстро собрать сюжетные картины и составить небольшие рассказы о животных. К каждой команде детей подключается взрослый.
• Игровое упражнение для родителей «Рассели животных».
На каждом столе размещается один из макетов природных зон Земли : «Тундра», «Арктика», «Горы», «Лес», «Пустыня».
Родители выбирают из предметных игрушек – животных тех, кто обитает в той или иной природной зоне и комментируют свой выбор. При этом в каждый макет родители сознательно вносят маленькое замешательство – ошибку. Дети выступают в роли экспертов и оценивают правильность выполнения задания родителями : «Кого из животных надо спасать, кто из них заблудился?».
• Задания для детей «Логика в картинках».
По очереди для сидящих за каждым из столов даются задания :
1. Расположите по росту - от самого маленького до самого высокого: муравей, птичка, кошка, овца, корова, взрослый человек, слон, жираф.
2. «Чья тень?». Художник нарисовал только тени животных. Угадайте каких? (конь, ослик, кролик, свинья, кошка, собака)
3. «Помогите вернуть хвосты животным». У акулы - лисий ; у ящерицы – петуха ; у петуха – от акулы; у лицы – ящерицы.
4. «Кто где живет?». Определите, где чей домик; Оса вернется в осиное гнездо; пчела – с соты; паук – в паутину; червячок – в земляную норку; птица – в гнездо; медведь – в берлогу; акула – в море.
5. «Кто лишний?». На карточках - животные джунглей и севера. В джунглях не живет белый медведь (живут зебра, попугай, носорог, слон, змея, обезьяна). На севере не живет бегемот (живут морж, тюлень, белый медведь, северный олень, чайка, кит).
6. «Найди насекомое».
Цель задания : Первое знакомство с классификацией животных.
Показывается изображения, например, цапля, ящерица, кузнечик, краб, лягушка, птица. Нужно выбрать и назвать насекомое.
Подводится итог и заканчивается викторина исполнением взрослыми и детьми общей песни.