Макарова Антонина
Эйдетика — как способ развития памяти у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить и обогатить знания педагогов в области развития памяти у детей дошкольного возраста, средствами эйдетики.
Задачи:
1) Дать педагогам понятие о том, что такое эйдетика.
2) Совершенствовать знания педагогов в развитии психических процессов дошкольников и в применении приемов для их развития.
3) Познакомить с методами и приемами эйдетики на основе игр и их использование в работе.
Публикация «Эйдетика — как способ развития памяти у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эйдетика. Эйдетические игры и занятия
- Темочки
Как сказал Константин Дмитриевич Ушинский: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
Актуальность данной темы заключается в важности систематической и целенаправленной работы по развитию памяти как основы для дальнейшего развития личности ребёнка.
Термин «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 году. В России изучением и использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи — Павел Петрович Блонский, Л. С. Выготский, Александр Романович Лурия, но затем в силу ряда обстоятельств эйдетические исследования были прекращены.
В современной Росии в 1989 году основателем школы эйдетики является Игорь Юрьевич Матюгин – доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг.
Метод эйдетики построен на простых принципах:
Воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.
Задачи эйдетики :
• Развитие памяти
• Развитие скорости мышления
• Развитие познавательных способностей
• Развитие наблюдательности
• Активизация умственных процессов
Познакомимся с методами эйдетики
1. Метод зрительной прорисовки. Суть данного метода заключается в зрительном соединении символов с настоящим изображением, которое является видимым на данный момент.
2. Метод мысленной прорисовки. Символы и слова не просто ассоциируются с предметами, а мысленно прорисовываются их контуры. Данный метод соединяет воображаемые слова с реальными предметами.
3. Метод запоминания точной информации. На этом методе задержимся более подробно. Данная техника включает в себя многообразные приемы и предлагает строить работу с детьми на основе: свободных ассоциаций, связанных с предметными образами; цветовых ассоциаций; ассоциаций, связанных с геометрическими формами; графических ассоциаций; тактильных ассоциаций; звуковых ассоциаций; вкусовых ассоциаций; обонятельных ассоциаций
Приё м свободные ассоциации: позволяют детям учиться мыслить раскрепощённо, задействовать эмоционально-чувственный аспект восприятия, учит связывать между собой логическими цепочками даже самые отдаленные друг от друга предметы.
Приё м цветовые ассоциации: заключается в том, что с помощью цвета пробуждаются те или иные эмоции, представления, а также воображение о виденном или пережитом
Приё м графические ассоциации: заключается в шифровании в виде графического образа — картинки.
Приё м тактильные ассоциации: помогает формировать умение находить цепочки ассоциаций по тактильным ощущениям.
Заключение: использование данной методики в работе с детьми облегчает усвоение материала, повышает эффективность работы. Тренирует и улучшает память, что и является ведущей целью развития эйдетических способностей. Но к этому необходимо добавить и развитие воображения, фантазии, творческого мышления, улучшение концентрации внимания.
Используемая литература:
1. Житникова Л. Учите детей запоминать – М. ; Просвещение 1978.
2. Аристова Т. А. Учиться успешно / развивающиеся возможности обучения… - Учебно- методическое пособие СПб. ; Бостон, 2010.
3. Бабушкина А. А., Умнова О. А. «Лучшие игры и упражнения для развития памяти и интеллекта у детей 5 – 9 лет» изд. «Клуб семейного досуга», 2011.
4. Матюгин И. Ю., И. К. Рыбникова Запоминание цифр /серия книг по развитию образной памяти; Изд. «Эйдос» 1993 г.
5. Матюгин, И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. Книга для детей и их родителей / И. Ю. Матюгин. – М. : РИПОЛ классик, 2010. – 112 с. : ил.