Оксана Ялунина
Эффективные приемы адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ АДАПТАЦИИ
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.
Публикация «Эффективные приемы адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах
В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье.
Поэтому оптимизация процесса адаптации проходит в тесном взаимодействии с родителями.
1. При первой встрече мы рассказали об условиях пребывания в детском саду, о возможных трудностях адаптационного периода.
2. Были даны рекомендации родителям о подготовке детей к поступлению в детский сад, также о необходимости организовать режим дня ребенка также как в детском саду, а также приучать ребенка к овощным блюдам и запеканкам.
3. При поступлении ребенка в ДОУ беседуем с родителями о том, какие песенки, мультфильмы предпочитает ребенок. Чтобы отвлечь детей, включаем аудиозаписи знакомых песен из мультфильмов и сказок, а также звуки природы. Посредством анкетирования узнаем о предпочтениях детей в еде, о привычках и особенностях поведения.
4. Во время адаптационного периода поддерживаем тесную связь с родителями. Организовали чат для общения с родителями, в котором с первых дней выкладывали фото и видео отчеты пребывания детей в детском саду
Также во время адаптации детей раннего возраста мы использовали нетрадиционные методы и приемы. Эти методы и приемы использовались для того, чтобы уменьшить невротические проявления у детей : повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях. Увлеченность общим делом способствует отвлечению малыша от стрессового момента расставания с мамой.
Нетрадиционные методы и приемы
- Водные игры. Упражнения с водой стимулируют работу мозга детей и вызывают ощущения счастья и радости, т. е. такие чувства, которые невозможно вызвать волевыми усилиями взрослых. Совершенствуется зрительно - пространственная ориентация.
-Игры с песком. Эти упражнения развивают тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику, снимают мышечную напряженность.
Можно заменить песок крупой – пшеном. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой очень эффективно, они обладают релаксационным действием.
-Мыльные пузыри. Дети с удовольствием пускают пузыри, пытаются дотронуться до них, чтобы лопнуть и испытывают только положительные эмоции. Недавно узнала, что хорошо использовать и лазер: сверкающие и мигающие огоньки постоянно движутся, что привлекает внимание ребёнка.
Это нестатичная подвижная наглядность, которая обязательно заинтересует и отвлечет малыша.
-Экспериментируем с различными изобразительными материалами.
Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, или зубной пастой, которая наносится на ладони. Очень увлекает малышей рисование мокрыми пальчиками на зеркале, покрытом тонким слоем зубной пасты. По мере нанесения «узоров», ребёнок начинает видеть в отражении себя – это своего рода сюрприз! Именно нетрадиционное рисование создает атмосферу непринужденности и эмоционально – положительное отношение к деятельности.
Наряду с задачами по адаптации малышей решается ряд других задач. Всё взаимосвязано в работе с детьми. Формирование словаря происходит в процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним. Кроме того, во время практических действий ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация деятельности стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует возникновению диалога с персонажами, с взрослым и между детьми, а диалог со сверстниками, пусть на самом «примитивном» уровне» - великое подспорье в адаптации маленького человека к новой среде!
В заключении хочется сказать, анализ работы показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что времени еще прошло не так много, а дети уже с удовольствием идут в детский сад, по словам родителей, во время болезни дети скучают и по выздоровлении приходят в детский сад уже без слез. Следствием считаю снижение чувства тревожности родителей, родители видят фотографии своих улыбающихся, играющих детей, поэтому позитивно настраивают своих детей. Спокойная мама – спокойный малыш!