ирина мамаева
Эффективные методы и приёмы по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: В статье рассказывается о наиболее эффективных и интересных методах для формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников. Автор делится личным опытом работы в данном направлении.
Ключевые слова: ФЭМП, игры, занятия, дошкольник.
Публикация «Эффективные методы и приёмы по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Успешность обучения детей во многом зависит от уровня их умственного развития, умения обобщать и систематизировать знания, творчески подходить к решению различных задач. И если у ребёнка хорошо развито математическое мышление, это помогает ему уверенно чувствовать себя в обществе, облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми, что благоприятно сказывается на его общем и интеллектуальном развитии.
В связи с этим, перед нами стояла задача – сделать занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) максимально эффективными, занимательными и доступными для каждого воспитанника.
Технологии, методы и приемы, которые мы используем в своей группе для ФЭМП у младших дошкольников :
1. Информационно – коммуникативные технологии.
Использование мультимедийных презентаций, интерактивных экранов, планшетов, проекторов делают образовательную деятельность намного интереснее и познавательнее, ведь в отличие от обычных картинок, они могут «оживать» : анимация, различные звуковые эффекты, красочный видеоряд надолго привлекают внимание ребят и стимулируют их познавательную активность. Также, занятия с ИКТ повышают уверенность детей в своих силах и способствуют более качественному усвоению материала.
2. Развивающие головоломки.
Такие игры-головоломки, как «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сердечко», «Танграм» представляют собой разновидность геометрических конструкторов, с помощью которых дети собирают силуэты фигур на плоскости по предоставленному образцу. Такие игры развивают наглядно-образное мышление, память, воображение, восприятие, умение составлять симметричные и несимметричные фигуры, ориентироваться в пространстве.
3. Логические блоки Дьенеша – дидактическое пособие, состоящее из 48 геометрических фигур, которые отличаются друг от друга цветом, формой, размером и толщиной. С их помощью мы знакомим ребят со свойствами и признаками предметов, используя принцип «от простого к сложному». Сначала учимся оперировать одним свойством (круглые, затем одновременно двумя (круглые, красные, далее – тремя (форма, цвет, размер) и т. д.
4. Математический планшет (геоборд) – представляет собой небольшую доску со штырьками, на которые натягиваются цветные резиночки. Таким образом, на игровом поле можно создавать различные изображения (цифры, буквы, предметы). Такой планшет можно заказать в интернет магазинах, а также его несложно сделать самостоятельно. Данное пособие развивает творческие способности, внимание, воображение, наглядно-действенно мышление, ориентировку в пространстве, стимулирует познавательную активность.
5. Развивающие игры Воскобовича – это творческие пособия, которые сопровождаются увлекательными сказочными сюжетами. В нашей группе малыши с радостью играют в двухцветный «Квадрат Воскобовича» - игру-головоломку на трансформацию фигур, которая развивает мышление, память, учит запоминать цвета. А занятия с графическим тренажером «Игровизор» помогают расширять и закреплять представления о форме, величине, основных цветах, учат ориентации в пространстве.
6. Игры Никитина – для малышей нашей группы наиболее оптимальными являются «Сложи узор», «Вкладыши Монтессори» и «Сложи квадрат». С их помощью учим различать цвета и форму, развиваем у детей наблюдательность, память, мышление, самостоятельность.
Таким образом, процесс формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников будет наиболее результативным, если в ходе занятий дети имеют возможность для творческого самовыражения, проявляют волю к победе, радуются успехам и достижениям.
Список информационных источников
Методическая литература :
Попова Г. П., В. И. Усачёва. Занимательная математика : Материалы для занятий и уроков с дошкольника и младшими школьниками. – В. : Изд. «Учитель», 2015.
Электронные ресурсы:
Эффективные технологии, методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
URL https://www.art-talant.org/publikacii/77125-effektivnye-tehnologii-metody-i-priemy-kak-sredstvo-formirovanie-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-doshkolynogo-vozrasta ( дата обращения: 23.03.2023).