Валентина Емельянова
Эффективность реализации приемов познания окружающей действительности в процессе интегрировано-математической деятельности
▼ Скачать +Заказ
Аристотель писал:
«Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного». Именно такое понимание математики может стать духовной точкой опоры для педагога, акцентом для введения в сознание детей самой идеи порядка и определенности, лежащих в основе устройства мира.
Публикация «Эффективность реализации приемов познания окружающей действительности в процессе интегрировано-математической деятельности» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
С раннего возраста ребенок, познавая мир, знакомится с окружающими предметами и явлениями, сенсорными эталонами и осваивает пространство.
Постепенное накопление сенсорного опыта позволяет ребенку устанавливать взаимосвязь предметов, явлений и действий с ними. При этом, ребенку надо научиться искать путь к решению поставленной задачи: исследовать, сравнить, измерять, группировать, запоминать и объяснять свои действия.
Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Опыт показывает, что ребенок познает математику тогда, когда он видит ее значение для познания окружающего мира.
Современные исследователи И. Д. Большакова, и. И. Целищева в своих публикациях и исследованиях, проводимых в системе народного образования, не раз доказывали и обосновывали, что математика и познание окружающего мира взаимосвязаны. Что нельзя развить у детей элементарные математические представления в отрыве от окружающего мира, также нельзя познать окружающий мир без математических представлений. Так, например, работая над темой «Осень пришла - урожай принесла» мы закрепляем понятия один и много овощами, фруктами, сравниваем по длине грядки, знакомимся с формой и величиной предметов, при рассматривании овощей и фруктов закрепляем геометрические фигуры. Дети знакомятся с кругом, который напоминает форму помидора и апельсина, картошка имеет форму овала, а огурец имеет форму цилиндра. Таким образом, окружающий мир предстает перед ребенком в своем многообразии и единстве, побуждает его к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. При этом у дошкольников обогащается словарный запас, совершенствуется связная речь, развивается воображение, наблюдательность.
Применяя различные интересные приемы для познания окружающей
действительности совместно с математическими действиями, мне потребовалась дополнительная информация об уровне развития детей.
Проведенная мною диагностика в начале учебного года, показала выраженное отставание в познании более 35 % детей, то есть эти дети малообщительны, сомневаются в своих ответах, путают геометрические фигуры и тела, не могут объяснить свои действия.
B современных условиях в связи с
введением Федеральных
государственных требований к основной образовательной программе дошкольного образования остро встает вопрос о комплексно-тематическом планировании и интегрированном подходе в решении воспитательно-
образовательных задач.
Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взанмопроникновения различных разделов воспитания и образования детей, которая должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые;
изобразительную деятельность,
художественно-речевую, музыкальную. Изучив данный документ, вижу решение проблемы в интеграции математики и окружающего мира в работе с детьми дошкольного возраста. В связи с этим темой моей деятельности является «Эффективность реализации приемов познания окружающей действительности в процессе интегрировано-математической деятельности».
Для осуществления этой темы, мной поставлена цель обогащения представлений дошкольников об окружающем мире в процессе интегрировано-уэтематической деятельности. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
получение новых знаний и закрепление уже имеющихся; формирование практических знаний, умений и навыков,
потребность в которых ощущается в повседневной жизни;
развитие точной, аргументированной и доказательной речи,
обогащение словаря ребенка;
развитие точности восприятия; концентрации внимания;
памяти ребенка и умения работать по образцу; приучение к порядку;
развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений:
обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
развитие коммуникативных способностей: обогащение представлений детей об окружающей живой и
неживой природе;
- пополнение предметно-игровой среды с математической и познавательной деятельностью.
Непрерывным условием развития детского познания окружающей среды
является обогащенная предметно-пространственная среда. Это, прежде всего наличие интересных развивающих игр, например, найди похожую, расскажи про свой узор, найди игрушку, собери матрешки, подбери по форме, художник и т. д. Также игры и занимательный математический материал, например, сложи квадрат, каждую фигуру на свое место, назови соседа, закрой окошечко.
Основная цель использования предметно-пространственной
среды, это формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний.
Также для достижения поставленных задач, я разработала перспективный план по интегрировано-математической деятельности и усилила практическую деятельность, прежде всего, при ознакомлении с математикой, чтобы показать детям: математика - отвлеченная наука. При проведении интегрированных занятий стремлюсь к тому, чтобы прослеживалась логическая взаимосвязь между интегрируемыми образовательными
областями, добиваюсь
систематичности и доступности излагаемого материала, стараюсь как можно больше ставить перед детьми проблемных ситуаций, вовлечь их самостоятельный поиск решений
Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью и развитием мыслительных процессов. Ребенок постепенно учится объяснять ход выполнения заданий. Только регулярные занятия научат ребенка управлять своим вниманием, помогут увеличить объем памяти, улучшат зрительное восприятие. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется для познания окружающего мира.
Практическая направленность
интегрировано-математической
деятельности помогает детям овладеть знаниями, умениями и навыками, потребность в которых ощущают они в повседневной жизни. Например, при знакомстве с числом 2 предлагаю подобрать пары (пара глаз, рук, носков и т. д.) или при усвоении таких понятий как больше-меньше, длинне-короче, выше-ниже, использую приемы из повседневной жизни, например, кто выше, Коля или Катя? Чем отличаются гольфы Маши от носков Артема? У кого длиннее волосы, у Сони или у Даны?
Использование систематически разнообразных интересных приемов, позволяет обогащать представления детей об окружающем мире, прежде всего о живой и неживой природе. Например, при рассматривании счеговика, которого дети сами лепили, наглядно знакомимся с тем, каким снег может быть по структуре (липкий, рассыпчатый). Также закрепляем математические понятия детей, рассматривая из каких фигур состоит тело снеговика, чем фигуры отличаются друг от друга (по величине). Или, наблюдая за березами, даю представление, что береза - это дерево. На примере сравнения двух берез, закрепляем понятия о величине (толстый-тонкий, высокий-низкий). Или же, наблюдая за сосульками.
Математика наука прикладная и наша задача научить детей применять знания, полученные в непосредственной образовательной деятельности в повседневной жизни. Например, во время накрывания столов, надо положить столько ложек, сколько тарелок. Выясняем, поровну ли ложек и тарелок. Всем ли детям хватит стульев.
Применение разнообразного по содержанию познавательного материала, позволяет мне строить интегрированную деятельность на достаточном уровне трудности, что дает возможность применять математические представления и знания на практике, поддерживать и развивать познавательный интерес.
Например, при рассматривании аквариумов обращаю внимание на шарообразную форму, затем обсуждаем, зачем такому аквариуму нужна подставка, для доказательства берём шар и квадрат и кладём на стол их рядом.
И если качнуть стол слегка, то шарик покатиться, а брусок останется на месте Здесь делаем вывод, аквариуму шарообразной формы нужна подставка. Или на закрепление понятий большой и маленький: у бабушки и дедушки живут корова с телёнком, коза с двумя козлятами, их нужно разместить по своим домикам. Если корову обозначим кругом, то круг берём какой? Почему? А телёнку круг, какой? Почему? Козу обозначим квадратом, то квадрат у нас будет какой? Почему? А козлята берём квадраты, какие? Сколько? Почему?
Корова и коза - животные, домашние. Почему? Внесённые такие приёмы интегрированной деятельности не только способствует получению новых знаний, но и позволяет ребёнку овладеть грамотой и культурой, развивать творческое мышление и речь.
При организации сюжетно-ролевых игр обращаем внимание на количественные отношения в «Магазине» - один предмет покупаем, два или много. Используем здесь же предметы-заместители, например, логические блоки, в магазине могут быть, как конфеты или печенье - закрепляем форму, цвет, величину предметов. В конце года можно изготовить «деньги», на которых изображены геометрические фигуры - один или много, и такие же ценники на предметах в магазине. Дети учатся соотносить и называть и понимать, что, за что можно купить. В игре «Больница» - врач, проводя «медицинский осмотр» измеряет рост детей и кукол, употребляет такие выражения, как высокий и низкий. В процессе ознакомления с художественной литературой, со сказками, мы используем прием моделирования : дети закрепляют представление о форме предметов, их величине, цвете, учатся ориентироваться на плоскости - понимая такие пространственные отношения, и предлоги, как - за, рядом, между
В средней группе необходим многократный показ действий, но при этом необходимо всегда менять наглядные пособия, незначительно варьировать задания и приёмы работы. Тем самым обеспечиваю проявления детьми активности и самостоятельности в усвоении новых способов познания окружающего мира. На мой взгляд, чем разнообразнее приёмы работы с наглядными пособиями, тем более сознательно дети усваивают знания. Ставлю вопросы так, чтобы новые знания нашли отражение в точном слове. Детей постоянно учу пояснять свои действия, рассказывать о том, что и как они делали, что получилось в результате. Ответы каждого ребёнка терпеливо выслушиваю, не спешу с подсказкой, не договариваю за них, но при необходимости даю образец ответа, ставлю дополнительные наводящие вопросы, в отдельных случаях начинаю фразу, а ребёнок заканчивает.
Исправляя ошибки в речи, предлагаю повторить слова, выражения побуждая детей опираться на наглядный материал (чей лист шире фикуса или традесканции? чья рука больше воспитателя или ребенка). По мере усвоения соответствующего словаря, раскрытия смыслового значения слов, дети перестают нуждаться в полном развернутом показе. В ходе объяснения нового, привлекаю детей к совместным действиям, к выполнению отдельных действий. Они, например, могут показать какой длины предмет или все вместе хором считать предметы и т. д. Применяя такие приемы, знания детей постепенно приобретают обобщенный смысл познания окружающего мира
При формировании элементарных математических представлений мы
обязательно предусматриваем смену видов деятельности, включаем музыкальное сопровождение, подвижные игры: восприятие информации педагога сменяется активной деятельностью самих детей (работа с раздаточным материалом) и игровая деятельность (игра является обязательным компонентом занятия, иногда все занятие строим в форме игры. Много перемещаемся по групповой комнате: выполняем задания за столами, на ковре, за общим столом, на стульях полукругом и т. д.
Включаем в непосредственную образовательную деятельность знакомых сказочных персонажей, которые на протяжении определенного периода проживают весь сюжет вместе с детьми, ставят перед детьми разные задачи, просят их научить чему-то, и вместе с детьми доводят поставленную проблему до логического конца. Также используем такие приемы, как стук в дверь, появление снежинок через форточку, шум воды из крана, которые помогают заинтересовать, оживить детей, и эмоционально откликнуться на предложения взрослого (игрового персонажа) поиграть. Заметила, что удивление ребенка способствует наилучшему усвоению материала. Стараюсь постоянно поддерживать интересные приемы. Оказывая на детей побудительное воздействие : поощрение, поддержка словом, показ достижений, положительная оценка, позволяет детям почувствовать удовлетворение от своих достижений. У них развивается вкус к приобретению знаний об окружающей действительности. В процессе деятельности постоянно веду с детьми активный диалог, предлагаю им высказывать свои мнения и предположения. Такой поход позволяет ребенку постоянно находиться в состоянии первооткрывателя, верить в свои силы. В интегрированной деятельности в зависимости от видов заданий, дети работают коллективно, в парах и индивидуально.
Наблюдения за детьми показали, что используя разнообразные приемы, дети с большим желанием откликаются на предложение участвовать в интегрировано-математической деятельности.
Для отслеживания результата своей деятельности провела дополнительную диагностику и выявила, что 10% детей требуют дополнительного внимания и участия. Таким образом, проведенная диагностика показала, что формирование интереса познания окружающего мира можно успешно осуществлять в процессе использования разных приемов через интегрировано-математическую деятельность. Это возможно при условии систематического использования этих приемов. При этом взрослому важно обеспечить детскую активность и самостоятельность в процессе поиска решения.