Лучший педагог года

О некоторых приемах образовательной кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи

Татьяна Савватеева
О некоторых приемах образовательной кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проблематики связана с тем, что у детей, имеющих нарушения речи, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия. Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Как показывают современные исследования, межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных двигательных («кинезиологических») упражнений.

Публикация «О некоторых приемах образовательной кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах

Термин «кинезиология» происходит от греческих слов kinesis – «движение» и logos – «наука, слово». Таким образом, кинезиология представляет собой учение о развитии ребенка и взрослого человека через естественные физические движения. Это направление предлагает специально организованные движения, оптимизирующие и гармонизирующие взаимодействие деятельности мозга и тела.

«Образовательная кинезиология» в основном применяется в педагогических целях для улучшения обучения. Еще в 1960-е годы перекрестные движения использовались для помощи детям с мозговыми нарушениями. Перекрестные движения вынуждают правое и левое полушарие работать одновременно. Когда они функционируют вместе, то взаимодействие между ними, осуществляемое через мозолистое тело, а это своеобразный мост между правым и левым полушариями, – улучшается.

Основателями «Образовательной кинезиологии» являются американские педагоги Пол Деннисон и Гейл Деннисон. В начале 1990-х гг. в рамках этого направления они создали программу «Гимнастика Мозга». Они выявили два принципиально разных типа движений. Первый тип – это движения, пересекающие некую среднюю линию тела. Эти движения лучше, чем другие, интегрируют мысль и движение. Второй тип – это односторонние движения тела, задействующие механизм «разъединения мысли и движения» (П. Деннисон). Оба типа движений необходимы, ибо обеспечивают два вида механизма, являющегося основой познавательной и иной деятельности нашего мозга. Механизм «разъединения мысли и движения» необходим на самом начальном этапе формирования любого учебного навыка. На этапе апробирования и автоматизации навыка он уступает место механизму «интеграции мысли и движения», (а ведь это очень важно как раз для нашей работы с детьми по коррекции речевых нарушений, которые требуют весьма значительных усилий по автоматизации полученных ребенком новых навыков).

Исследования привели авторов к созданию программы «Гимнастика Мозга», которая содержит 4 группы упражнений. Первая группа включает движения, пересекающие среднюю линию тела. Вторая группа – это упражнения, растягивающие мышцы тела, снимающие с них напряжение. Третья группа представляет собой упражнения, энергетизирующие тело, обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов. Четвертая группа – это позовые упражнения, которые способствуют углублению позитивного настроя. Все эти группы упражнений в игровой форме могут успешно применяться и в работе с детьми, в том числе и с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяющийся на протяжении последующей жизни. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоций, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка. Кинезиология призвана сыграть здесь значительную роль. Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Многие упражнения направлены на сохранение здоровья детей и профилактику отклонений в их развитии.

Упражнения кинезиологии универсальны. Они помогают и взрослым и детям. Они очень просты в исполнении и не требуют специальной физической подготовки. При регулярном выполнении этих упражнений снимется усталость, повышается концентрация внимания, возрастает физическая и умственная активность. Каждое упражнение выполняется по 1-2 минуты, их можно выполнять в различном порядке и сочетании.

Вот некоторые из наиболее часто описываемых в литературе упражнений.

«Перекрестные шаги» – это одно из важнейших упражнений, смысл которого – в интеграции правого и левого полушарий головного мозга. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Упражнение можно делать под музыку и без нее. Это может быть и обычный шаг, и «маршировка», которую лучше выполнять под ритмичную музыку, шагая на месте.

«Перекрестные движения». Выполняем перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем делаем то же самое левой рукой и правой ногой.

«Медвежьи покачивания». Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет. (Особенно хорошо это упражнение, выполняемое в игровой форме, подходит детям).

«Ленивые восьмерки». Вытянуть правую руку вперед и большим пальцем описывать в поле зрения горизонтально расположенную восьмерку. Начинать с центра лежащей восьмерки и двигаться влево-вверх. Затем то же самое проделать большим пальцем левой руки, после этого сцепить руки в замок и проделать движение теперь уже двумя руками.

«Качание головой». Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

«Солдат и тряпичная кукла». Полностью выпрямьтесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как у куклы. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла.

«Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

«Свеча». Представьте, что перед вами большая свеча. Сделайте глубокий вдох и выдохните на пальчики, изображающие горящую свечу. Постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте, что перед вами 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Путешествуем глазами». Развесить в разных углах и по стенам помещения различные рисунки игрушек, животных и т. д. Не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет.

«Гимнастика для глаз». Сделайте плакат – схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т. д.). На ней с помощью специальных стрелок должны быть указаны основные направления, по которым будет двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх - вниз, влево - вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории «восьмерки».

«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, затем в обратном порядке. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

«Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно сменяя друг друга, выполняются следующие положения рук: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе и ладонь на плоскости. Упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

«Хвалим – ругаем». Одновременно гладить себя по голове и стучать по животику.

«Зеркальное рисование». На доске или на чистом листе бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.

«Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

«Горизонтальная восьмерка на бумаге». Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку, затем то же самое левой рукой. А теперь правой и левой одновременно.

Упражнения выполняются от 5-10 минут до 20-35 минут. Очень полезны специальные кинезиологические «физминутки». Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и накапливающийся эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние.

Важно заметить, что многие из упражнений требуют известной осторожности, особенно при работе с детьми. А между тем в интернете можно встретить иногда, к примеру, вот такую рекомендацию: «Упражнение «Ротик». Чтобы лучше нам жевать, нужно ротик открывать. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот». Следовать подобной рекомендации опасно, так как «резкие» движения нижней челюстью могут стать причиной вывиха суставов, и не только у детей, но и у взрослых, поэтому резкие движения делать нельзя! Столь же осторожными должны быть и все движения, касающиеся шейных позвонков, например, упражнение «Качание шеей», описанное ранее. Лучше действовать по принципу «Не навреди!».

Но в целом разумное использование средств образовательной кинезиологии имеет хорошие перспективы и может внести существенный вклад в дело гармонизации развития ребенка и преодоления имеющихся у него нарушений.

Использованная литература.

1. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

2. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С. М. Масгутовой. – М., 1997.

3. Ханнафорд К. Мудрое движение. Пер. С. М. Масгутовой. – М., 2000

Публикации по теме:

Особенности когнитивных функций детей старшего дошкольного возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС Цель: изучить особенности высших психических функций у детей 6-7-ми летнего возраста с последствиями перинатального гипоксического поражения.

Сообщение во время круглого стола для родителей «Профессия: учитель-логопед» Чтоб здоровыми мы были, Звуки все произносили, Кто заботится о нас? Логопеды – это раз, Массажисты, медсестра И, конечно, доктора. Н. В. Нищева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О некоторых приемах образовательной кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи
Опубликовано: 8 марта 2015 в 19:09
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «О некоторых приемах образовательной кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Савватеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД