Тураева Маргарита Владимировна
Эффективное внедрение современных технологий и методов в развитие речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках городской инновационной деятельности: "Эффективное внедрение современных технологий и методов в развитие речи детей".
В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Хочется отметить, что грамотная связная речь теряет свою значимость, так как, появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети (телевизионная реклама, современные мультфильмы, общение в социальных сетях). Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Развитие связной речи одна из главных задач речевого развития дошкольников. В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения, развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
Публикация «Эффективное внедрение современных технологий и методов в развитие речи детей» размещена в разделах
С целью развития речи ребенка, закрепления полученных знаний, и развития творческих способностей детей в группе должна быть создана соответствующая предметно – развивающая среда : центры речевого развития, картины, иллюстрации по темам, библиотека художественных произведений, театрализованные уголки. При создании речевой зоны надо обратить внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на всестороннее развитие речи ребенка.
Применение современных образовательных технологий в работе с дошкольниками повышает мотивацию детей к образовательной деятельности, предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность работы в развитии речи детей. Выбор образовательных технологий должен быть обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые педагог ставит перед собой и детьми.
У детей дошкольного возраста преобладающим типом памяти является образная память, лучше всего в этом возрасте запоминаются события, предметы и явления, которые максимально близки детскому жизненному опыту. Попытка ребенка запомнить абстрактную информацию, не подкрепленную наглядностью, не будет успешной.
Поэтому одним из действенных методов развития связной речи детей, является метод наглядного моделирования.
Использование метода наглядного моделирования способствует значительному повышению уровня развития связной речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов.
Моделирование может являться составной частью каждого занятия.
Среди методов моделирования выделяют следующие:
1. Предметное моделирование (детские рисунки, плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений).
2. Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец).
3. Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана).
К методам наглядного моделирования относится мнемотехника. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а также развитие речи.
Мнемотаблицы или мнемосхемы – это дидактический материал, который содержит графическое изображение природных явлений, объектов, каких-либо действий. Мнемотаблицы являются наглядной моделью, которая изображается схематически в максимально доступном виде для детей.
Цели, которые можно достичь при использовании мнемотаблиц, это:
расширить объем словарного запаса; сформировать умения составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст; облегчить процесс заучивания стихов.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо создавать цветные мнемотаблицы, так как у детей в этом возрасте остаются отдельные яркие образы: ягодка – красная, елочка – зеленая и так далее. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. Таким образом, используя наглядное моделирование, дети учатся анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. У детей активизируются мыслительные процессы, психические процессы: память, внимание, мышление, все это способствует развитию связной речи.
Речевая способность ребенка во многом зависит от движения рук. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него хорошая связная речь, память и внимание. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Одним из эффективных методов использования современных технологий, является Литотерапия (камешки «Марблс»).
Это наборы стеклянных камешков разного цвета, которые используются для развития связной речи, закреплении предложно-падежных конструкций; обогащения словаря детей; развития пространственной ориентировки; автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Например, предлагается детям выложить на песке или крупе сюжетную картинку и по ней сочинить свою историю. При помощи камешков можно сочинять цветные сказки, соотнося цвет с определенными предметами. Задания «Нарисуй свое настроение», «Найди предмет», «Ласковое слово», «Подбери словечко», «Угадай-ка», «Краски снеговика и солнца» способствуют не только развитию моторики, но развитию всех компонентов речи детей, созданию эмоционально-положительного настроя.
Процесс работы с камешками «Марблс» погружает детей в мир фантазии и творчества, где каждый ребенок проявляет свою инициативу. Таким образом, создаются условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
Метод использования «Песочной терапии» в развитии речи детей вносит неповторимый вклад. Дети включаются в игру с песком с большим желанием и интересом – эмоционально, психически, физически, концентрируя своё внимание, любознательность и увлеченность. Играя, они испытывают удовольствие. Приятный на ощупь песок, дает возможность по - настоящему расслабится, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы. Кроме того, сам материал – песок, обладает уникальным свойством убирать негативные эмоции, которые, словно «уходят сквозь песок». Помимо формирования эмоциональной сферы, происходит развитие и психических процессов. Обучение в песочнице происходит с удовольствием и приносит ребенку позитивные эмоции. Ребенку хочется узнавать что-то новое. В работе с детьми можно использовать игры с песком, которые способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности. Перенос занятия в «песочницу» дает больший образовательный и развивающий эффект, чем стандартная форма обучения. Усиливается желание детей действовать самостоятельно, экспериментировать, совершенствуются коммуникативные навыки. Игровые задания такие как: «Секретные задания кротов», «Песочный круг», «Первый урок волшебства», «Археологи», «Песочные сказки», «Отпечатки наших рук», «Художник», «Дождь», дети выполняют с большим интересом и желанием, сочиняют, придумывают оригинальные сюжеты и решения проблемных ситуаций. Таким образом, само по себе взаимодействие с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику, что напрямую связано с речью ребенка, способствует развитию всех познавательных функций ребенка, формируются произвольное внимание, память, воображение.
Одним из эффективных и доступных методов улучшения речевых способностей детей является «Сказкотерапия». Для этого метода можно использовать такие приемы, как «Салат из сказок» (смешивание разных сказок, «Что будет, если…» (сюжет задает воспитатель, «Изменение характера персонажей» (сказка на новый лад, «Введение в сказку новых атрибутов, героев». Применение сказкотерапии осуществляется в следующей определё нной последовательности:
1.«Жили-были…»;
2. «И вдруг однажды…»;
3. «Из-за этого»;
4. «Кульминация»;
5. «Развязка».
6 «Мораль сказки».
Благодаря применению такой технологии у детей формируется желание к самостоятельному высказыванию, речевой самореализации. Можно сделать вывод, что применение данных технологий способствует эффективному развитию всех компонентов речи у детей (улучшается фонематическое восприятие и звукопроизношение, словарный запас и лексико-грамматическая сторона речи). Дети учатся планировать и выстраивать свое речевое высказывание, повышается потребность дошкольников в общении. У детей появляется желание придумывать интересные истории, сказки, возрастает интерес к заучиванию стихов и чистоговорок. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться на праздничных мероприятиях перед гостями.
Технология «Лэпбук» или тематическая папка, - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом «лэпбук» - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребёнок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Популярные и очень эффективные в наше время ИКТ (Информационно – коммуникативные технологии) позволяют нам объединить, систематизировать имеющийся материал по развитию речи, сделать каждую деятельность нетрадиционной, яркой, насыщенной. Подобранные компьютерные программы, иллюстративный и речевой материал, помогает при обучении детей составлению рассказов, пересказу произведений. С помощью компьютера мы можем не только показать и увидеть, но и услышать необходимый речевой материал. В данном случае мы можем воспользоваться компьютером, как проигрывателем CD.
Во время обучения творческому рассказыванию можно использовать DVD диски. При проигрывании диска, мы можем продемонстрировать начало, середину или конец сказки, тем самым, побуждая детей к творчеству : придумыванию предшествующих или последующих событий.
Технология «Кластер»
Кластер – (скопление, совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.
Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.
Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть кластера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.
Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно - следственные связи и делать умозаключения. Для легкости запоминания используются картинки, фотографии, рисунки, схемы.
В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам.
В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей.
Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС:
- Является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации.
- Развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
- Помогает свободно и открыто думать по поводу изучаемой темы.
- Развивает такое качество личности, как коммуникабельность.
Технология «Синквейн» помогает в работе по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению словаря, уточняет содержание понятий, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала, способствует развитию памяти, внимания, мышления.
Правила составления синквейна:
- первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- вторая строка – два слова, прилагательные;
- третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
- пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Например :
Кукла
1. Красивая, любимая.
2. Стоит, сидит, улыбается.
3. Моя кукла самая красивая.
4. Игрушка.
1. Машина
2. Быстрая, мощная.
3. Едет, обгоняет, тормозит.
4. Я люблю кататься.
5. Транспорт.
Чтобы правильно составить синквейн необходимо:
- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
- владеть обобщением;
- понятиями: слово - предмет (живой не живой, слово-действие, слово-признак;
- научиться правильно, понимать и задавать вопросы;
- согласовывать слова в предложении;
- правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Из всего этого можно сделать вывод: использование современных технологий способствуют повышению уровня коммуникативной, познавательной потребности детей, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС. Таким образом, речевое развитие у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа педагога с детьми с помощью различных современных и развивающих технологий приведет к положительной динамике показателей в речевом развитии детей.