Галина Моисеева
Эффективное обучение в условиях внедрения ФГОС в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день для всей системы российского образования наступило
время перемен. Современное общество существует в колоссальном информационном потоке, имеющем способность к интеграции всего и со всем. Именно поэтому важно по-новому взглянуть на образовательный процесс, чтобы качественно изменить процесс воспитания и обучения и повлиять на его результативность.
Публикация «Эффективное обучение в условиях внедрения ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Насущность данного вопроса подтверждается тем, что всегда есть воспитатель и учитель, к которым родители приходят с детьми. Именно поэтому на плечи педагога ложится такой груз ответственности: за развитие каждого ребенка, за наше будущее в целом. Дети всегда разные, но это своеобразный индикатор профессионализма педагога.
Компетентный воспитатель и учитель всегда тонко чувствует ситуацию,
заинтересованы в личностно-ориентированном воспитательно образовательном процессе и саморазвитии.
С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого
самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация
дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее –ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Практика и опыт показывает необходимость и важность преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования. Это в первую очередь диктуется особенностями современного общества, где все тесно взаимосвязано, где ребенок обучается буквально на каждом шагу. Еще Л. С. Выготский говорил не об обучении вообще, а о правильно организованном обучении, о том, ведет ли оно за собой развитие.
По его словам:
- обучение создает зоны ближайшего развития, т. е. те внутренние процессы развития, которые сейчас возможны только в сфере взаимоотношений ребенка, в первую очередь, со взрослым, но продлевая внутренний ход развития, через некоторое время они становятся внутренним достоянием самого ребенка;
- обучение не есть развитие, но правильно организованное оно ведет за собой
развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.
Таким образом, возникает вопрос о том, каким должно быть правильно
организованное обучение?
- обучение и воспитание – всеобщие и необходимые формы психического
развития человека;
- благодаря им человек присваивает ценности материальной и духовной
культуры;
- это осуществляется в ходе собственной деятельности;
- процессы обучения и воспитания человека сами протекают внутри его
собственной личной деятельности;
- на основе формирования конкретных видов деятельности у человека возникают и развиваются определенные психологические новообразования;
- процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы (включены в деятельность).
Все эти доводы ведут к тому, что между обучением и психическим развитием
человека стоит его деятельность. Деятельность – осмысленное и целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром, опосредованное его внешней и внутренней активностью. Выделяют такие виды деятельности, как: игра, учение и труд – называя их основными. Структура деятельности - это: мотив; цель деятельности; действия; средства (материал); результат. Деятельностный подход предполагает организацию процесса обучения таким образом, что ребенок выступает как субъект этой деятельности, самостоятельно решающий конкретные учебные задачи (познавательные, исследовательские, проективные).
Ученые отмечают, что современные дети стремятся к интеграции, объединению разных видов деятельности в один процесс. Поэтому в своей работе мы используем развивающие подходы к построению процесса обучения в условиях созданной нами предметно-развивающей среды, обеспечиваем каждому ребенку выбор деятельности по интересам и позволяем ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, реализовать замыслы, выбирать и менять что-то самому. В нашей
подготовительной группе создан «Уголок школьника» с необходимыми учебными атрибутами. Многие воспитанники уже посещают подготовительные занятия в школе, а в детском саду мы ведем беседы об этом, рассматриваем иллюстрации на тему «Школа», играем в дидактические игры, приглашаем учителей начальных классов к себе в группу для реализации совместных проектов, ходим на экскурсию в школу, знакомимся с теми, кто уже осваивает школьные науки.
В ходе анализа учебно-методической литературы, посещения открытых занятий, присутствия на семинарах и другой работы по повышению профессиональной квалификации, обнаружилась необходимость внедрения в практику более эффективных моделей, методик и технологий.
Исследовав современную научно-методическую литературу, мы выделили
использование экспериментирования, опытническо-исследовательской и проектной деятельности как ведущей для эффективного учебно-воспитательного процесса. Но необходимо помнить о важности игровой формы решения проблемных ситуаций и задач в ходе такой деятельности. Здесь стоит отметить метод проектов, позволяющий осуществить интеграцию содержания дошкольного образования.