Получи документы

Презентация «Э. Григ. Напевы сурового края»

steik
Презентация «Э. Григ. Напевы сурового края»
▼ Скачать + Заказать документы

Э. ГРИГ (15 ИЮНЯ 1843 — 4 СЕНТЯБРЯ 1907)

«НАПЕВЫ СУРОВОГО КРАЯ»

Слайд 1

«Я почерпнул богатые сокровища в народных напевах моей родины и из этого, до сих пор неисследованного источника норвежской народной души пытался создать национальное искусство».

Эти слова, сказанные великим норвежским композитором Эдвардом Григом лучше всего определяют его место и роль в истории мировой музыкальной культуры.

Публикация «Презентация „Э, Григ, Напевы сурового края“» размещена в разделах

В своем творчестве Григ прежде всего национальный, народный художник. В его музыке нашли отражение и героические образы норвежского эпоса, и богатство народносказочной фантастики, и чудесная, полная нежности народная лирика Севера.

Слайд 2

«Песня крестьянина»

Слайд 3

С любовью обращается Григ к теме родины и родной природы. Его мелодии, то энергичные и активные, то элегически задумчивые и нежно-печальные, воссоздают поэтический образ Норвегии – страны скал и фьордов. Эта суровая, неприступная, но полная сказочных красот страна дала миру самобытное народное музыкальное искусство.

Слайд 4

От народной музыки Григ унаследовал одно из примечательнейших качеств своего творчества – простоту. Полная утонченного изящества, отмеченная высоким мастерством, музыка Грига всегда сохраняет это ценнейшее достоинство – доступность. Своей подкупающей искренностью, душевной отзывчивостью она неизменно привлекает сердца людей. Среди широких масс народов мира Григ до сих пор остается одним из самых любимых и популярных композиторов.

Слайд 5

3. «Вальс»

Слайд 6

Детство и юность. Эдвард Хагеруп Григ родился 15 июня 1843 года в приморском городе Бергене — крупном торговом центре Западной Норвегии. Отец его, британский консул и коммерсант Александр Григ, занимал в городе видное общественное положение.

Слайд 7

Своим детям он старался дать основательное, широкое образование (в семье было два сына и три дочери, Эдвард был четвертым ребенком). Будущий композитор рос в интеллигентной, культурной среде, где художественные интересы занимали далеко не последнее место.

Музыкальное воспитание Грига началось рано. Мать композитора, Гесина Григ, в девичестве Хагеруп была прекрасной, одаренной пианисткой. Она постоянно выступала в публичных концертах, руководила музыкальным кружком любителей музыки и сама давала уроки музыки детям – маленькому Эдварду и его старшему брату. В семье постоянно устраивались музыкальные вечера, на которых исполнялись произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Вебера. Эти первые музыкальные впечатления глубоко запечатлелись в памяти Эдварда.

Слайд 8

4. «Песня сторожа»

Слайд 9

Впервые будущий композитор сел за фортепиано в четыре года, и уже в детстве его стала занимать красота гармоний и созвучий. Заметив исключительные способности ребенка, мать начала систематически учить его музыке.

Слайд 10

Она старалась привить ему хорошую пианистическую технику, сделать из него в первую очередь исполнителя – пианиста. Но Эдварда мало привлекали этюды и упражнения. Он с раннего детства привык импровизировать за фортепиано, играть по слуху. Уже тогда созревал в нем творческий дар.

Слайд 11

С 12 лет он начал записывать свою музыку и после окончания общей школы, по настоятельному совету известного норвежского скрипача Уле Булля, Григ поступает на обучение в Лейпцигскую консерваторию.

Слайд 12

5. «Народная песня»

Слайд 13

В Лейпциге начались трудные годы ученья. Оторванный от родины и семьи, от природы хрупкий и впечатлительный, юноша тяжело переживал разлуку. Обстановка большого города, академическая среда консерватории казались ему чуждыми после привольной и тихой жизни родного Бергена.

Но за пределами консерватории, в городе с развитой музыкальной культурой, в котором жили Иоганн Себастьян Бах и Роберт Шуман, Григ приобщался к музыке современных композиторов – Шумана, Моцарта, Бетховена, Вагнера и Шопена. Шуман с тех пор навсегда остался любимым композитором Грига, и его ранние произведения, хранят следы влияния Шумана - это одухотворенность, сила и глубина чувств. И недаром Григ впоследствии называл себя «композитором шумановской школы». К ранним произведениям относится соната для фортепиано (1865).

Слайды 14, 15

6. Соната e moll 1ч.

Слайд 16

В 1862 году Григ окончил консерваторию с отличными оценками. По отзывам профессоров, в годы учения он проявил себя как «в высшей степени значительный музыкальный талант», особенно в области композиции, а также как незаурядный «пианист со свойственной ему продуманной и полной выразительности манерой исполнения». В том же году в шведском городе Карлсхамн он дал свой первый концерт.

Окончив консерваторию, Григ пожелал работать на родине и вернулся в Берген. Однако его пребывание в родном городе на этот раз было недолгим — талант молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музыкальной культуры Бергена.

Слайд 17

В 1863 году Григ уезжает в Копенгаген, который являлся центром музыкальной жизни всей тогдашней Скандинавии. В том же году он пишет цикл пьес «Поэтические картинки» — это шесть пьес для фортепиано, в музыке которых впервые проявились национальные черты его творчества. В этих произведениях вы услышите ритмическую фигуру, которая часто встречается в норвежской народной музыке, она станет характерной для многих мелодий Грига.

Слайды 18, 19

7. «Поэтическая картинка» соч. 3 №3 до минор

Слайд 20

В Копенгагене Григ познакомился с гениальным писателем – сказочником Андерсеном. Под его благотворным влиянием датские поэты и музыканты стали обращаться к изучению родного фольклора, собиранию народных песен. Задушевное, светлое искусство Андерсена немедленно вызвало горячий отклик в творчестве Грига. Он пишет цикл песен «Мелодии сердца» на слова Андерсена, посвятив их великому датскому писателю. В свою очередь Андерсен, очень любивший музыку, тепло встретил первые сочинения молодого композитора и сразу увидел в нем большой, расцветающий талант. «Андерсен был одним из первых ценителей моего творчества» - говорил впоследствии Григ.

Слайд 21

8. «Листок из альбома»

Слайд 22

В эти же годы, в Копенгагене, Григ нашел верного друга и союзника в лице молодого норвежского композитора Рикарда Нурдрока (1842-1866, который был увлечен идеей создания большого, значительного национально-норвежского искусства. Там же в Копенгагене Григ встречает свою будущую жену Нину Хагеруп. Постоянно выступая с мужем в камерных концертах, она прославилась как замечательная, чуткая исполнительница его романсов. Ею вдохновлены многие сочинения Грига. Их творческое содружество продолжалось в течение всей их совместной жизни.

Осенью 1866 года молодожены вернулись в Норвегию, в Осло – на этот раз с твердым решением работать в родной стране. Основная линия творчества молодого Грига это линия постепенного становления национального стиля, линия яркой индивидуальности норвежского мастера.

Слайд 23

Ференц Лист, живший в Риме и не знавший Грига лично, познакомившись с его Первой скрипичной сонатой, был поражён свежестью музыки и послал восторженное письмо автору, которое сыграло большую роль в жизни Грига : моральная поддержка Листа укрепила его идейно-художественные позиции. В 1870 году состоялась их личная встреча. Благородный и великодушный друг всего талантливого в современной музыке, особенно тепло поддерживавший тех, кто выявлял национальное начало в творчестве, Лист горячо принял недавно законченный фортепианный концерт композитора. Рассказывая родным о встрече с Листом, Григ добавлял :

Эти слова имеют для меня бесконечно большое значение. Это нечто вроде благословения. И не раз, в минуты разочарования и горечи, я буду вспоминать его слова, и воспоминания об этом часе будут волшебной силой поддерживать меня в дни испытаний.

Слайд 24

9. «Тоска по Родине»

В 1874 году правительство Норвегии назначило Григу пожизненную государственную стипендию.

Слайд 25

По собственному признанию, Григ был фанатическим почитателем многих поэтических произведений известного норвежского поэта Генрика Ибсена и особенно его увлекла всемирно известная драма «Пер Гюнт». Представление увертюры в Осло сопровождалось большим успехом, музыка Грига становилась все более известной в Европе. В Норвегии она приобретает огромную популярность, проникая на концертную эстраду и в домашний быт.

Слайд 26

10. «Танец Анитры»

Слайд 27

Острота социальной проблематики у Ибсена сочетается с поразительной правдивостью в обрисовке норвежской народной жизни. В драму вплетаются сочные, колоритные картины крестьянского быта, образы норвежского фольклора и народной сказочной фантастики.

Слайд 28 (во время исполнения)

11. «В пещере горного короля»

Полная партитура музыки к «Перу Гюнту» состоит из 23 номеров. К ним относятся чисто симфонические, оркестровые эпизоды (увертюра, антракты, танцы) мелодрамы, в которых музыка сочетается с декламацией, хоры и сольные песни. В каждом из пяти актов «Пера Гюнта» Григ выделяет одну центральную, ведущую линию, наиболее ярко характеризующую данный этап развития драмы. В сотрудничестве с Ибсеном Григ создал величайшее произведение национального норвежского искусства, прославившее его родину. Сочинение «Пера Гюнта» принесло Григу мировую известность

Слайд 29

12. «Утро»

Слайд 30

Первая встреча Грига с великим русским композитором П. И. Чайковским произошла 1 января 1888 года в Лейпциге. Знакомство это вскоре перешло в искреннюю, сердечную дружбу. Весной того же года Григ концертировал в Лондоне почти одновременно с Чайковским, а вскоре после того Чайковский посвятил ему свою увертюру-фантазию «Гамлет» (1888).

В крупнейших концертных залах Европы Григ появляется то за дирижерским пультом, то в качестве пианиста-солиста, то в ансамбле с известнейшими скрипачами и виолончелистами, исполняя свои камерные сочинения. Всюду его музыка встречала горячий отклик, оставляя незабываемое впечатление свежести, искренности, сердечной теплоты. Это впечатление усиливалось огромным личным обаянием Грига. Человек исключительной скромности и душевной чистоты, он покорял окружающих своей приветливостью, простотой обращения и тонким, ласковым юмором.

Слайд 31

Вот внешний облик композитора, каким он рисуется в воспоминаниях П. И. Чайковского: «В комнату вошел очень маленького роста человек, средних лет, весьма тщедушной комплекции, с плечами очень неравномерной высоты, с высоко взбитыми белокурыми кудрями на голове и очень редкой, почти юношеской бородкой и усами. Черты лица этого человека, наружность которого почему-то сразу привлекла мою симпатию, не имеют ничего особенно выдающегося, ибо их нельзя назвать ни красивыми, ни неправильными; зато у него необыкновенно привлекательные средней величины голубые глаза, неотразимо чарующего свойства, напоминающие взгляд невинного прелестного ребенка. Я был до глубины души обрадован, когда по взаимном представлении нас одного другому раскрылось, что носитель этой безотчетно для меня симпатичной внешности оказался музыкантом, глубоко прочувствованные звуки которого давно уже покорили мое сердце. То был Эдвард Григ».

Слайд 32

С годами все возрастала и крепла глубокая привязанность Грига к своей родине, к норвежской природе. Жизнь в тихом уголке, на берегу фьорда была его заветной мечтой. Это заветное желание Григ смог осуществить уже будучи знаменитым, прославленным мастером. В 1885 году он выстроил небольшой домик на побережье, в 8 километрах от Бергена. Расположенная на высоком скалистом берегу, окруженная водами фьорда усадьба Грига получила название «Тролльхауген» («холм троллей»). Здесь композитор провел последние двадцать лет своей жизни.

Слайд 33

В Тролльхаугене созданы многие замечательные произведения Грига. Живописная природа родного края, тишина и уединение давали ему тот необходимый «жизненный фон», без которого он не мог плодотворно работать. Григ не любил больших городов и мог сочинять только в полной тишине и покое.

Слайд 34

Даже в уединенном Тролльхаугене он выстроил для себя специальный рабочий домик, в котором помещались только пианино и письменный стол. Здесь, в полном одиночестве, он проводил долгие часы работы.

Слайды 35, 36

13. «Свадебный день в Тролльхаугене»

Слайд 37

В 1898 году Григ организовал первый в Бергене фестиваль норвежской музыки, который проводится и поныне. Он неизменно принимал участие во всех событиях норвежской общественной жизни, уделял большое внимание работе концертных организаций и хоровых обществ, выступал как критик и публицист.

Слайд 38

Григ следил за развитием музыкальной жизни в Европе, выступал с развёрнутыми очерками о композиторах-классиках. Концертные поездки в Европу со временем приняли систематический характер. Свои произведения Григ представлял в Германии, Франции, Англии, Голландии, Швеции как дирижёр и пианист, так и аккомпанируя жене.

Слайд 39

Концертную деятельность Григ не оставлял до конца своих дней. Умер Эдвард Григ 4 сентября 1907 года. Его смерть отмечалась в Норвегии как национальный траур.

Слайд 40

По завещанию композитора, прах его был похоронен в скале над фьордом возле его виллы. Позже здесь был основан мемориальный дом-музей.

Слайд 41

Григ по праву может быть назван основоположником норвежской музыкальной классики. В его творчестве норвежская музыка впервые завоевала мировое признание. В этом смысле он занимает в истории своей отечественной культуры такое же место, как Глинка в России, Шопен в Польше, Смётана в Чехии.

Слайд 42

Подобно этим великим композиторам, он выразил в музыке лучшие черты духовного склада, мировоззрения и характера своего народа. На основе норвежской народной музыки он создал национальное классическое искусство.

Слайды 43, 44

14. «Норвежский танец»

Слайд 45

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация к проекту «У истоков родного края» Слайд 1 Титульный лист Слайд 2 В рамках инновационного продукта представлен проект «У истоков родного края» (с дошкольниками). Направление.

Презентация к викторине «Знатоки родного края» Аннотация к презентации Тема: викторина «Знатоки родного края» Работу выполнили: Иушина Наталья Леонтьевна, воспитатель МБДОУ № 23 «Буратино»,.

Презентация «Красная книга Родного края» Цель: Воспитание ценностного отношения к природе, достижение экологической воспитанности дошкольников. Задачи: - поддерживать активный интерес.

Презентация «Богатство нашего края. Югра» Югория. Тайги органный шум И рек твоих неспешное теченье Рождают в сердце свет высоких дум О жизни, о земном предназначенье. Как не любить.

Презентация о спортсменах «Мы родом из Пермского края» Презентация рассказывает о самых знаменитых и значимых спортсменах Пермского края. КЕТОВ Евгений Николаевич Родился 17 января 1986, город.

Презентация «Перелетные птицы нашего края» Презентацию подготовила воспитатель: Мороз А. Цель презентации - Закрепить знания о перелетных птицах, их повадках, строении. В презентации.

Презентация «Проект «Зимующие птицы нашего края» Образовательный проект в первой младшей группе «Зимующие птицы нашего края» Подготовила: Галенко Татьяна Александровна воспитатель.

Презентация «Проект в старшей группе «Природа Янтарного края!» Я работаю воспитателем в старше группе. МАДОУ №10 «Чайка»в городе Светлый Калининградской области. И мои наблюдения показали, что дети.

Презентация для 4 класса на экологической неделе «Растительность Донского края» Презентация 4 класса на экологической неделе по теме «Растительность» Ученик 1. Во все времена люди не перестают восхищаться природой.

Презентация «Зимующие птицы Краснодарского края» Презентация для старшей группы детского сада "Зимующие птицы Краснодарского края". Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся,.

Автор публикации:
Презентация «Э. Григ. Напевы сурового края»
Опубликовано: 8 октября 2018 в 00:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация «Э. Григ. Напевы сурового края»» (включая файлы) размещена пользователем steik (УИ 784557) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД