Дарья Горинова
Взаимовлияние развития мелкой моторики рук и речи у детей раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня проблема развития речи детей, в частности раннего и дошкольного возраста, встает особенно остро. Данные мировой статистики, исследования отечественных ученых (Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, С. А. Миронова, С. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева и др., педагогов-практиков свидетельствуют о том, что число детей с речевыми расстройствами растет. За последние 20-ть лет их количество выросло в 6 раз. Недостатки речи могут проявляться в нарушении звукопроизношения, грамматического строя и связности речи, несформированности словарного запаса, а также в нарушении ее темпа и плавности. А ведь именно ранней и дошкольный возраст являются наиболее сензитивными периодами речевого развития.
Публикация «Взаимовлияние развития мелкой моторики рук и речи у детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Значимость данной проблемы определяется и требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования, вступившего в силу с 1 января 2014 года. Документ определяет направления развития и образования детей (образовательные области, одним из которых является речевое развитие. «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха….формирование звуковой аналитико-синтетической активности…» [1].
В Федеральном государственном стандарте отражены целевые ориентиры дошкольного образования – это «социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка» [1].
В младенческом и раннем возрасте в качестве целевых ориентиров речевого развития выделяют ребенок «владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми, проявляет интерес к стихам, песням и сказкам», а на этапе завершения дошкольного образования отмечены «ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности» [1].
Ученые института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить [2, с. 169].
Канадский ученый Г. У. Пенфилд установил точное представительство в коре головного мозга различных мышц и органов тела; пришел к выводу, что около трети части всей площади двигательной проекции коры головного мозга, занимает проекция кисти рук, еще треть - губ, языка, гортани, т. е. речевой аппарат. Кроме того, в коре головного мозга двигательные и речевые центры находятся рядом, что позволяет им взаимодействовать.
Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.
М. М. Кольцова – отечественный педагог, исследователь детской речи – отмечает, что в ходе развития человечества, движения пальцев рук оказались тесно связанными с речевой функцией. Первобытные люди первоначально общались с помощью жестов, где особую роль приобретает рука. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Речь ребенка начинает развиваться на основе развития тонких движения пальцев рук. Совершенствование речевых реакций зависимости от степени тренировки движений пальцев. Поэтому многие педагоги рассматривают кисть руки как орган речи, наряду с артикуляционным аппаратом.
Учёными Т. Н. Андриевской, Л. Вантаковой-Фоминой, Г. В. Беззубцевой, М. М. Кольцовой, Т. А. Ткаченко и другими было доказано, что систематичная работа по развитию мелкой моторики помогает осуществлять коррекцию речи дошкольников [6, c.170].
В переводе с латинского языка «моторика» означает «приводящий в движение», «движение». Таким образом, моторика связана с двигательной активностью человека и представляет собой совокупность последовательных движений, необходимых для выполнения определенных задач.
Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.
Мелкая моторика рук включает тонкие движения кистей и пальцев рук.
И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как ре-зультат образования ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными ощущениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [8, с. 300].
Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать с раннего детства и целенаправленно осуществлять в дошкольном возрасте. Педагоги-практики используют традиционные и нетрадиционные средства развития тонких движений пальцев рук. Итак, развитию мелкой моторики рук у детей способствуют :
- массаж пальцев, кистей рук – совокупность приемов механического и рефлекторного воздействия. Массаж можно использовать уже на первом году жизни, но первоначально он носит пассивный характер: взрослый разгибает, гладит пальчики малыша. Позднее с ребенком организуются игры, которые поддерживают интерес к данному средству развития мелкой моторики рук, например, «погреем ручки» - предполагается растирание ладоней. Массаж можно сочетать с элементами Су - Джок терапии (в переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа, предполагает воздействие на определенные зоны на кистях рук и стопе, являющиеся проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника. Организуя массаж с элементами Су - Джок терапии, применяются пластмассовые шарики с шипами и 2 кольца;
- пальчиковые игры и упражнения, которые часто сопровождаются стихотворным текстом. Каждому с детства известны игры «Ладушки», «Сорока» и другие. Также взрослый может с помощью пальцев изобразить какого-либо животного, предмет, а ребенок повторит фигуру по подражанию. Пальчиковые игры могут проходить на основе использования игрушек, одевающихся на пальцы.
- игры с пуговицами, бусинками, крупой. Большое значение данным видам игр уделала М. Монтессори - итальянский педагог. Например, ребенку предлагается с использованием ложки пересыпать крупу из одной емкости в другую или найти предмет, спрятанный в пуговицах (крупе). Игры с бусинками предполагают их группировку по цвету, размеру или выкладывание в соответствии с заданным взрослым образцом, нанизывание на тесьму;
- дидактические игры и игрушки по типу шнуровок, пазлов, с использованием многофункциональных модулей, на которых крепятся различные виды застежек, запоров;
- изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация. Рисовать можно с помощью кисти, собственных пальцев и ладоней рук, «тычка», сделанного из ватных палочек. В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются нетрадиционные техники изображения предметов: «Набрызг», «Рисование мыльными пузырями», «Монотипия предметная/пейзажная», «Кляксография». Большие возможности для развития тонких движений пальцев имеют занятия лепкой, применяя глину, пластилин, соленое тесто. Создание поделки предполагает использование основных приемы лепки - скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание и другие, что позволяет совершенствовать природное чувство осязания обеих рук. С помощью пластилина можно рисовать – заниматься пластилинографией. Аппликация связана с вырезывание, наложением различных форм с последующим их закреплением на какой-либо основе. Ребенок - дошкольник работает с бумагой разной фактуры, тканью, картоном, дети постарше могут использовать бересту, кожу, мех, войлок и др. С удовольствием дошкольники включаются в создание различных образов в технике оригами – складывание бумаги в различных направлениях. Часто детям приходится выполнять похожие движения обеими руками, что влияет на развитие, как левого, так и правого полушария;
В старшем дошкольном возрасте организуются занятия изонитью, бисероплетением. Нитяная графика предполагает получение изображения нитками на твердом основании, например, картоне. Главным видом работ в бисероплетении является нанизывание бисера.
На сегодняшний день популярным и увлекательным становятся занятия робототехникой. В дошкольном возрасте одним из распространенных конструкторов для создания движущихся моделей является набор Lego WeDo 2, который включает разнообразные детали для постройки, специальные устройства, приводящие в движение модель (мотор, коммутатор, датчик наклона, датчик движения) и программное обеспечение, позволяющее программировать постройку. Скрепляя мелкие детали конструктора различными способами, вырабатывается ручная умелость, координация движений, их точность, что непосредственно активизирует речевые центры.
Таким образом, взаимосвязь и взаимовлияние развития мелкой моторики рук и речи детей предполагает систематическую, целенаправленную организацию педагогической работы в данном направлении с применением разнообразных средств: массажа, игр, изобразительной деятельности и даже робототехники.
Список использованных источников
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, свободный. - ( Дата обращения: 20.07.2018 г.).
2. Бельгибаева, Г. К. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста методом проведения су-джок терапии / Г. К. Бельгибаева, С. О. азангапова // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-3. – С. 322-324.
3. Вавилова, А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А. В. Вавилова // Молодой учёный. - 2014. - № 5 (64). С. 495 – 497.
4. Горбунова, Е. Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушением речи у детей дошкольного возраста / Е. Горбунова, В. Юсупов, А. Артамонов // Дошкольное воспитание. - 2016. - №8. - С. 62-67.
5. Давидович, Л. Превентивные подходы к речевому развитию детей младенческого и раннего возраста / Л. Давидович, М. Ромусик // Дошкольное воспитание. - 2016. - №8. - С. 23-29.
6. Земляченко, М. В. Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников / М. В. Земляченко, Т. В. Кутергина, Т. Д. Кузнецова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Mеждунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). – Пермь: Меркурий. - 2014. - 110 с.
7. Коновалова, Г. А. Играем — мелкую моторику развиваем! / Г. А. Коновалова // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы Mеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016). - СПб. : Издательский дом «Свое издательство», 2016. С. 59 – 60.
8. Логоша Г. Е. Развитие мелкой моторики у малышей / Г. Е. Логоша, Е. С. Симонова // Молодой учёный. - 2017. - № 46 (180). С. 299 – 302.
9. Пастухова, И. В., Бацаева Н. А. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи / И. В. Пастухова, Н. А. Бацаева // Молодой учёный. - 2016. - № 10 (114). С. 1370 – 1374.
10. Федорова, О. А. Игры для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму у дошкольников с нарушениями речи с использованием нестандартного оборудования / О. А. Федорова // Инновационная наука. - 2017. - № 07. – С. 95 – 98.
11. Юсупова, А. М. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики / А. М. Юсупова, Е. А. Калинкина // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – Санкт-Петербург: Издательский дом «Свое издательство», 2017. – С. 73 - 75.
12. Ефимова, В. Н. Причины несформированности мелкой моторики у детей. Развитие речи и мышления ребёнка через развитие мелкой моторики / В. Н Ефимова // Вестник образования, науки и техники. Серия «Образование». Том 38. [Электронный ресурс] : сборник трудов всероссийских научно-практических конференций / Интертехинформ; под ред. Каргина А. В. – Сетевое издание. – Тула: Интертехинформ, 2017. – Режим доступа: https://xn--j1agcz.net/pub/vest038.pdf, свободный. - ( Дата обращения: 20.07.2018 г.).
13. Кусмарцева, Т. А. Развитие мелкой моторики ребенка, как одна из проблем современного образования / Т. А. Кусмарцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 30. – С. 33–35. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-koncept.ru/2017/770961.htm., свободный. – ( Дата обращения: 20.07.2018 г.).