Зайнура Матросова
Взаимосвязь сенсорного и речевого развития ребенка раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь сенсорного и речевого развития ребенка раннего возраста.
Актуальность: В последнее время увеличивается количество детей, у которых наблюдаются проблемы в речевом развитии. Одной из важных составляющих успешного речевого развития воспитанников является прочный фундамент сенсорного развития. Любые умения не появляются сами по себе, их необходимо развивать у ребенка. Роль сенсорного развития состоит в том, что малыш в процессе освоения навыков сенсорики обогащает словарный запас.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Дидактические игры – являются ценным средством воспитания сенсорной активности детей, помогает ребенку узнавать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.
Дидактическая игра – это прекрасное средство для обучения и развития, которое подойдет для использования любого программного материала.
Дидактическая игра содержит 2-а вида деятельности:
Учебная (познавательная)
Игровая (занимательная)
Во время проведения дидактических игр, воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Воспитатель – полноценный участник игры, чем вызывает большую заинтересованность и включение воспитанников в деятельность.
Дидактическая игра направленна на сенсорное развитие детей раннего возраста.
Целью сенсорного развития является : формирование сенсорной культуры; усвоение сенсорных эталонов у детей раннего возраста с помощью дидактической игры (представлений о форме, цвете, величине предметов); расположения в пространстве, звуках, запахе и вкусе.
Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игровая деятельность.
Задачи:
1. Воспитать основу для интеллектуального развития детей.
2. Упорядочить хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром.
3. Развивает наблюдательность.
4. Готовить к реальной жизни.
5. Позитивно влиять на эстетическое чувство.
6. Развитие воображения.
7. Овладеть новыми способами предметно - познавательной деятельности.
8. Усвоение сенсорных эталонов.
9. Освоение навыков учебной деятельности.
10. Обогащение словарного запаса ребенка.
11. Развивает зрительный, слуховой, моторный, образный и другие виды памяти.
Формы работы: пальчиковые гимнастики; организация дидактических игр, шнуровок; использование нетрадиционных техник рисования; аппликации с использованием шаблонов, трафаретов; игра с сенсорными мешочками.
Ожидаемый результат.
-Научить детей различать основные цвета;
-Познакомить детей с величиной и формой предметов;
-Сформировать навыки самостоятельной деятельности;
-Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
-Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
-Сплотить детский коллектив;
-Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
-Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы (зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, речь).
Связь с речевым развитием
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Ребенок на первом этапе речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т. е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Для ребенка в первую пору его жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первыми являются восприятия, поступающие в его сознание через органы внешних чувств – из окружающего его внешнего мира. Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первом месте - вещь как предмет познания и речи.
В раннем возрасте нужно больше расширять круг наблюдений ребенка, прочно и систематически укреплять в них представления, добытые при наблюдении, давать им обширное знакомство с языком, необходимое для выражения словом того, с чем их познакомила природа и искусство посредством наблюдения. Слово закрепляет представления и делает их более прочными. Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Педагог должен организовать обстановку так, чтобы дети могли из нее непринужденно и свободно черпать представления, понятия, образы; создать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь. Необходимо для развития интересов детей использовать существующую и готовую обстановку, работать над ней, изменять, обновлять и этим расширять круг представлений детей и запас их речевых форм. Ощущения и восприятия – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств – орудие познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.
Вывод. Сенсорное развитие детей в раннем возрасте – это основа интеллектуального развития детей. В процессе которого необходимо развивать : способность подражания и воспроизведения; умение смотреть и слушать; умение сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать.
От сенсорного развития зависит не только успеваемость детей, но и выполнение различных видов деятельности уже в будущей жизни воспитанника, по этому сенсорное развитие необходимо развивать с раннего возраста.