Получи документы

Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка

Светлана Машинская
Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка

Автор: Машинская Светлана Евгеньевна

Организация: МБДУ «Детский сад № 39 комбинированного вида»

Населенный пункт: г. Муром

Что такое здоровье?

Пословица говорит, что в здоровом теле живёт здоровый дух.

Обращаясь к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, мы найдем такое определение здоровья — это правильная, нормальная деятельность организма. А в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие. И именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать комплексно, в широком социальном аспекте.

Публикация «Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка» размещена в разделах

Дефицит физической нагрузки у ребенка и болезни

По данным статистики, каждый третий ребёнок в нашей стране страдает от гиподинамии, дефицита движения и отсутствия адекватной физической нагрузки. Современные дети, не в пример прошлым поколениям, развиты эмоционально и психически, при этом физическое развитие и общий уровень здоровья детей стали гораздо хуже. В связи с этим возникают различные болезни— и это не только ожирение или соматические патологии, более частыми стали инфекции, которые связаны со снижением иммунитета и не закаленностью детей. Малыши мало бывают на улице, не дышат свежим воздухом и не тренируют тело, сосуды и респираторную систему. Гиподинамия перестала быть проблемой взрослого населения, педиатры и кардиологи, врачи других детских специализаций бьют тревогу — важно обратить внимание на физические нагрузки детей, приобщать их к спорту и следить в целом за уровнем здоровья детей. Но с чем связаны проблемы?

Чем плох дефицит физической нагрузки?

Полноценное развитие малыша в физическом плане с двигательной активностью должны быть неотъемлемой частью целостного воспитания ребёнка, а физическая нагрузка — главным фактором в укреплении здоровья детей и повышения их работоспособности. Сегодня психические нагрузки на детей возросли во много раз, и им просто необходимо давать выход накопившейся энергии, иначе отсутствие адекватной двигательной активности и физической нагрузки приводит к сбоям в работе центральной нервной системы, дыхательной, сердечно-сосудистой и даже пищеварительной системах.

Как активность влияет на развитие малыша?

Дефицит двигательной активности будет сказываться на умственных способностях ребёнка и нервно-психическом развитии малыша. Но не умственные нагрузки сами по себе влияют на развитие малыша, а вынужденная неподвижность при занятиях, которая связана с умственным трудом. По данным научных исследований, у детей, которые мало двигаются, повышена заболеваемость органов пищеварения (запоры, гастриты и т. д., они нередко страдают мочекаменной болезнью, неврозами, ожирением.

Дефицит движения нарушает кровоснабжение мозга, к нему поступает меньше питательных веществ и кислорода, что снижает его функциональные резервы. В итоге страдает психо-эмоциональное развитие малыша и способности его к обучению, познанию нового и мыслительным процессам, страдает память.

Как малоподвижность влияет на здоровье детей

Доказано, что физически крепкие дети болеют реже, и легче переносят заболевания.

Ограничение работы мышц в течение двух — шести недель у тех, кто занимается спортом, приводит к развитию дистрофических и деструктивных изменений в мышечном волокне. А ограничение движений у здоровых детей приводит к уменьшению насыщенности минералами и активному выведению кальция с мочой. Все это влияет на здоровье детей, начиная с малого — быстрой утомляемости. Затем следуют изменения в стенках сосудов и сердце и возникают негативные реакции на физические нагрузки. А при систематических нагрузках у детей подобных реакций не возникает, и они чувствуют себя хорошо, без признаков усталости и переутомления.

Даже неживые материи от бездействия приходят в состояние застоя, а растущий организм ребёнка может полноценно формироваться и совершенствоваться только при адекватных нагрузках. Живые ткани имеют свойство восстанавливаться в процессе отдыха после нагрузок при помощи тех веществ, которые поступают с питанием. Детский организм при нагрузках активизирует обмен веществ, и процессы обновления и восстановления идут скорее, если же адекватных нагрузок нет, процессы самовосстановления и роста минимальны. И тогда здоровье ребенка постепенно ухудшается.

Гиподинамия у ребёнка

Сегодня гиподинамия у детей неуклонно прогрессирует — все больше школьников страдают такой степенью, когда одних мер профилактики уже не хватит для того, чтобы справиться с проблемой.

Но почему у ребёнка возникает гиподинамия? В ситуации с гиперактивными малышами родители сразу бьют тревогу, обращаясь к специалистам, но если ребёнок спокойный и тихий, играет сам в уголочке, ничего не беспокоит маму до тех пор, пока в школе не возникают трудности в обучении и процесс уже запущенный. Гиподинамией называют комплекс расстройств в функционировании организма, возникающий в результате дефицита движений и подвижности ребёнка, понижения сократительной силы мышц. Подобную проблему нужно вовремя распознать, чтобы потом не устранять последствия.

Есть часть детей, изначально предрасположенных к гиподинамии — это малыши с неблагоприятным наследственным фоном, травмами при родах или пережившие гипоксию, имеющие различные болезни. Но наиболее часто гиподинамия имеет иные причины — это нездоровый образ жизни, формируемый родителями. Кроме того, способствуют гиподинамии избыток массы и ожирение, привычки к долгому сидению за книжками или компьютером, дефицит прогулок, полный отказ от помощи родителям и занятий спортом, даже прогулок с активными играми. На момент поступления в школу этот проявляются серьезные проблемы в обучении.

Гиподинамия и болезни малышей

Распознать проявления гиподинамии несложно, у нее достаточно заметные проявления, которые родные могут заметить самостоятельно — это быстрое утомление на фоне вялости с сонливостью и малоподвижностью, неактивность в играх, частые болезни. Могут быть также понижение умственной активности, низкая работоспособность. Если вовремя этого не исправить, в дальнейшем у ребёнка могут быть трудности обучения и социализации. Кроме того, в результате гиподинамии возможны и соматические или неврологические болезни, нарушение иммунитета и эндокринные расстройства. И лечить все эти проблемы гораздо сложнее, чем вовремя устранить.

Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние используется для регуляции психического состояния. Формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а дальше и со сверстниками - залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние на развитие и формирование познавательных интересов.

Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья.

Таким образом, у детей дошкольного возраста параллельно развиваются и совершенствуются физический и психический базис. Для того, чтобы ребенок был полноценным членом общества родителям и воспитателям необходимо постоянно развивать, учить, формировать, мотивировать ребенка на деятельность и при этом соблюдать рациональный оздоровительный режим в семье и дошкольном учреждении.

Подводя итоги еще раз подчеркну, о взаимосвязи и взаимозависимости физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. Именно в детском возрасте психическое и физическое здоровье дает малышу «счастливый билет» в будущее, помогая наиболее благоприятному развитию всех физических, психических функций и душевных качеств. А общие усилия будут способствовать воспитанию здорового ребенка, которому предстоит жить в быстро меняющемся мире. Главное, дети должны расти счастливыми. Только счастливый ребенок может быть здоров физически и душевно.

Самый лучший вклад в будущее ребенка – это вклад в его благополучное психическое и физическое развитие!

Литература:

1. Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье : дошкольный и школьный возраст: учебное пособие / В. Э. Пахальян. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 240с.

2. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. / Г. А. Широкова – Ростов н/Д. : “Феникс”, 2005.

3. Интернет ресурсы

Публикации по теме:

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Фотоотчет о проведении педагогического совета «Роль ДОУ в сохранении физического и психологического здоровья детей»Фотоотчет о проведении педагогического совета «Роль ДОУ в сохранении физического и психологического здоровья детей» Приказ 24.01.2022г. г. Троицк № О проведении педагогического совета «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического.

Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей»Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Физическое и психическое развитие человека неразрывно.

Консультация для родителей «Зимние игры и забавы для физического развития ребенка. Меры предосторожности зимой»Консультация для родителей «Зимние игры и забавы для физического развития ребенка. Меры предосторожности зимой» Меры предосторожности Гололед Чтобы дети не получили травму на скользкой дороге, нужно научить их простым правилам безопасности.

Игровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детейИгровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детей В современном обществе необходимы всесторонне развитые физически и духовно граждане. Это всегда накладывает определенную ответственность.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 "Солнышко. " Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.

Изготовление эмблемы здоровья «Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребенка»Изготовление эмблемы здоровья «Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребенка» Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка. Елена Владимирова. В наше время большое внимание уделяется подрастающему поколению,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка
Опубликовано: 14 января 2023 в 08:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Машинская (УИ 1868863) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД