Наталья Мамаева
Взаимосвязь особых образовательных потребностей и психологических особенностей детей
▼ Скачать +Заказ
Нарушения Психолого-педагогические особенности Особые образовательные потребности Коррекционно-развивающие технологии
Зрения
Непроизвольность, нарушение восприятия пространственных отношений между предметами.
Снижение объема, точности, полноты и скорости запоминания.
Недостаточное развитие наглядно – образного и наглядно – действенного уровней мыслительной деятельности.
Нарушения словарно – семантической стороны речи.
Слабое использование неязыковых средств общения – мимики, пантомимики, интонации.
Публикация «Взаимосвязь особых образовательных потребностей и психологических особенностей детей» размещена в разделах
Низкий уровень развития зрительно – моторной координации. Потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро- и макропространстве, выработке координации глаз – рука, мелкой и крупной моторике. Потребность в специальном развитии познавательной, интеллектуальной деятельности с опорой на сохранные анализаторы. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Технология развивающего обучения.
Игровые технологии.
Технология проблемного обучения.
ТРИЗ.
Технологии исследовательской деятельности.
Информационно – компьютерные технологии.
Технологии интегрированного обучения.
Физкультурно – оздоровительные технологии.
слуха Ограничение в общении.
Патологическое формирование личности.
Трудности формирования речи. Своеобразие речевого развития зависит от степени поражения слуха и искажения слухового восприятия.
Обострение зрительного и тактильного восприятия.
Сниженная двигательная активность и координация.
Сложности концентрации внимания, соотнесения слова и предмета.
Более позднее овладение понятийным мышлением, логической памятью. Слухозрительное восприятие обращенной речи.
Мотивированное употребление единиц языка.
Членораздельное внятное произношение.
Для оглохшего – педагогическая помощь по предотвращению распада сформировавшейся речи.
Развитие слухового восприятия и его использование в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях.
Обучение ориентировке в пространстве при отсутствии возможности воспринимать речевые и неречевые звучания.
Обогащение жизненного опыта и формирование понятий.
Игровые технологии.
Технологии проблемного обучения.
Информационно - коммуникативные технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Технологии социальной интеграции.
Логоритмика.
Технология «Портфолио».
задержка психического развития (ЗПР) Неустойчивость эмоционального состояния.
Несформированность произвольной регуляции поведения и целеноправленной деятельности.
Повышенная истощаемость.
Слабость познавательных интересов. Упрощение системы учебно - познавательных задач, решаемых в процессе образования.
Наглядно – действенный характер содержания образования.
Использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения. Арт – терапия.
Здоровьесберегающие технологии.
Светоизотерапия.
Пескотерапия.
Игровые технологии (адаптационные, обучающие, познавательные, графомоторные, логопедические).
Оригами.
Пластинография.
Изотерапия (кляксография.
Каракули.
Монотипия.
Марание.
Рисование историй.
Ватопись.
Ниткопись.
Игрушечный кукольный театр.
интеллектуального развития Слабая любознательность.
Замедленная обучаемость.
Неустойчивое внимание.
Страдают все компоненты речи.
Незрелость и недоразвитие эмоционально – волевой сферы.
Наблюдается неадекватная самооценка.
Не овладевают самостоятельно приемами запоминания.
Характерны непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления. Необходимость пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьнымм этапами.
Развитие и коррекция нарушений психических процессов, речи, моторики.
Доступность содержания учебного материала.
Наглядно – действенное предъявление содержания образования.
Увеличение сроков освоения АООП. Игровые технологии.
Личностно – ориентированные технологии.
ИКТ – технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Инновационные технологии.
Арт – терапия.
Технологии дифференцированного обучения.
тяжелые нарушения речи Функциональные отклонения в состоянии ЦНС.
Повышенная истощаемость нервной системы.
Неустойчивость внимания и памяти.
Смена темпов работоспособности.
Негативизм. Повышенная возбудимость.
Серьезные проблемы в развитии восприятия (слухового, зрительного, кинестетического, фонематического).
Снижение вербальной памяти.
Трудности в раз-витии словесно – логического мышления.
Нарушения в развитии двигательной сферы.
Отклонения в эмоционально – личностной сфере.
Коммуникативные возможности отличаются ограниченностью. Овладение в процессе обучения вербальной и невербальной коммуникацией.
Развитие всех компонентов речи, т. е. обретение рече – языковой компетентности.
Специальное обучение языковому анализу и синтезу, фонематических процессов, просодической организации.
Формирования социальной компетентности, в первую очередь коммуникации. Технологии диференцированного обучения.
Логопедического обследования.
Коррекции звукопроизношения.
Форммирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
Технологии логопедического массажа.
Информационные технологии
.Игровые технологии.
Здоровьесберегающие технологии
Нетрадиционные технологии: музыкотерапия. Сказкотерапия.
Психокоррекционные технологии.
Арт – терапия.
Технологии сенсорной интеграции.
Аппаратные технологии: БАК, БОС
опорно-двигательного аппарата Двигательный дефект (нарушекние или утрата двигательных функций0.
Нарушение пространственной ориентации.
Расстройство внимания и памяти.
Нарушение эмоционвльно – волевой сферы.
Проявление психического инфантилизма.
Нарушение речи.
Трудности в социальной адаптации. Патологическое формирование личности. Доступная архитектурная среда.
Коррекция нарушений познавательного и ркчевого развития.
Психологическая коррекция эмоционально- личностных нарушений.
Коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания.
Помощь ассистента (тьютора).
Личностно – ориентированные.
Здоровьесберегающие.
Информационно – коммуникативные технологии.
Игровые технологии.
Технологии диференцированного обучения.
Технология коллективного способа обучения.
Технология проблемного обучения.
расстройство поведения и общения Неспособность адекватно использовать для регуляции социального взаимодействия контакт глаз, выражения лица, жесты.
Неумение строить отношения со сверстниками.
Отсутствие социально – эмоциональной зависимости.
Задержка или полное отсутствие спонтанное речи.
Неспособность начинать или поддерживать беседу.
Повторяющиеся и стереотипная речь.
Отсутствие спонтанных ролевых игр. Или подражательных игр.
Ограниченные, повторяющиеся, стереотипные поведение, интересы,.
Стереотипный повторяющиеся моторный маньеризм.
Индивидуальная программа образования.
Психологическое сопровождение ребенка.
Специальная работа педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком.
Создание условий обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт, дозировать ввод новизны.
Обеспечение четкой и упорядоченной временно – пространственной структуре образовательной среды.
Постоянная помощь в осмыслении усвояемых знаний и умений, не допускающем их механического использования.
Индивидуальное дозирование и постоянное расширение образовательного пространства. Технология альтернативной коммуникации (жестовая, графическая(PECS, глобальное чтение, виртуальное расписание, планшетные коммуникаторы).
Прикладной анализ поведения (АВА)
Технологии продуктивной деятельности
ТИЧ – технология.
Холдинг – терапия.
Метод сенсорной интеграции.
Нейропсихологическая, психомоторная коррекция.
Томатис – метод.
ТОМ – метод.
Метод Порреса.
.
комплексное нарушение развития Особая отягощенность условий раннего развития.
Наличие более двух первичных дефектов.
Недоразвитие пространственной ориентации и моторики.
Недоразвитие формирования образов и предметов.
Нарушение эмоционально – волевой сферы.
Задержка психического развития.
Уменьшение доступных каналов компенсации дефекта.
.
Наглядно – действенный характер содержания образования.
Использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.
Психологическая коррекция эмоционально- личностных нарушений.
Коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания.
Помощь ассистента (тьютора)
. Развитие всех компонентов речи, т. е. обретение рече – языковой компетентности Здоровьесберегающие технологии.
Игровые технологии.
Арт – технологии.
Музыкотерапия.
ИКТ – технологии.
Технология дифференцированного обучения.
Личностно – ориентированные технологии.