Ольга Шишмарева
Специфика семейного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика семейного воспитания дошкольников
Среди различных факторов, влияющих на становление личности, одним из главнейших является семья. Семейное воспитание воздействует на человека в течение всей его последующей жизни. Семья закладывает основы личности. Именно родители предоставляют ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им подражает поведением. [5, с. 1] Эта тенденция усиливается благодаря его стремлению быть похожим на мать или отца. Когда родители осознают это, они стараются вести себя таким образом, чтобы их поведение в целом способствовало формированию у ребенка конкретных качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Отдельные члены этого небольшого коллектива могут способствовать формированию духовных ценностей всей семьи и влиять на её цели и жизненные установки. [2, с. 34] Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако бывают такие ситуации, которые возникают стихийно, к примеру, тяжелая болезнь кого-то из семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека и т. п. Подобные явления также требуют от членов семьи адаптации, и им приходится искать новые методы общения. Преодоление кризиса чаще всего усиливает сплоченность людей. Однако случается и так, что подобная ситуация становится поворотным пунктом в жизни семьи, приводит к ее распаду. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у детей на ранней стадии развития, живущих вне семьи — в детдомах. Интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие этих детей иногда затормаживается. У семьи своя структура, определенная социальными ролями ее членов. На их основе складываются межличностные отношения. Также семья удовлетворяет многообразие потребностей человека. Однако удовлетворение этих потребностей связано с выполнением определенных семейных функций были выделены 6 функций семьи в процессе социализации [3, с. 28] :
Публикация «Специфика семейного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
1. Физическое и эмоциональное развитие человека. Эта функция не может быть компенсирована другими общественными институтами. В дошкольном возрасте ее влияние остается направляющим, но перестает быть единственным.
2. Формирование психологического пола ребенка в первые 3 года жизни. Решающую роль в этом играет отец, т. к. именно он обычно по-разному относится к детям, в то время как мать, как правило, одинаково к ним относится. Отсутствие в семье отца или его частые отлучки ставят под вопрос эффективность половой социализации.
3. Семья играет главную роль в интеллектуальном развитии ребенка. Развития детей, выросших в благополучных выше, чем неблагополучных семьях.
4. Семья помогает ребёнку овладеть общественными нормами.
5. Семья формирует мировоззрение ребёнка касательно семейных и межэтнических отношений. Также она определяет стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, стремления, планы и способы их достижения.
6. Социально-психологическая поддержка ребёнка влияет на его самооценку, уровень самоуважения, эффективность самореализации. [3, с. 28] Рекреационная или психотерапевтическая функции семьи обуславливается тем фактом, что семью можно назвать областью абсолютной защищенности и принятия ребёнка, независимо от его талантов, жизненных успехов. [4, с. 2]
Совместный отдых родителей и детей также является фактором, благотворно воздействующим на крепость семейных связей. Название фелицитологической функции семьи происходит от латинского «Фелиците», что означает счастье, то есть семья занимается созданием условий счастья, гармонии и взаимопонимания в доме. Коммуникативная функция ставит целью удовлетворение потребности ребёнка в двух противоположных понятиях - общение и уединение. К сожалению, эти функции выполняются далеко не всегда, и тогда возникает проблема асоциальности. Подобные семьи не в состоянии обеспечить безопасность внутренних отношений, необходимые бытовые условия и взаимовыдержку, особенно если в семье неправильные жизненные установки. [4, с. 2] При определении семейных позиций главное место отводится культурным традициям, а также характеру каждого из супругов. Распределение обязанностей в семье связано с теми ролями, которые подсознательно (или сознательно) играют муж и жена. [2, с. 39] Рождение ребенка — очередное испытание для них. Во время беременности у супругов формируется видение будущего ребенка. Здесь имеют значение такие факторы, как желанность или не желанность малыша, а также желание одного из родителей иметь ребенка конкретного пола. Все это потом часто отражается на воспитании. [2, с. 42] Гармоничное развитие личности старшего дошкольника связано и с согласованностью родительских воспитательных действий. Помимо того, связанные с ним лично родительские ссоры вызывают у ребёнка тревогу и неуверенность – источник детских неврозов. Детей принято хвалить за поведение, соответствующее их полу, и порицать за действия, присущие противоположному. Соответствующее половое воспитание ребёнка, формирование ощущения принадлежности к своему полу являются одной из основ дальнейшего развития личности. [1, с. 51] Эстетические отношения, наряду с нравственными и психологическими, образуют основу культурной преемственности в семье. Эмоциональное значение этих отношений очень велико. Они затрагивают ценностные ориентации личности каждого члена семьи и определяют в целом успешность семейной жизни. Большое значение для воспитательного потенциала семьи имеют её общая культура, уровень родительского образования, педагогическая активность, умение устанавливать добрые отношения со всеми окружающими, структурный тип семьи, возраст отца и матери. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. На основе прогностичной родительской позиции, т. е. предугадывания, можно установить оптимальную дистанцию. Адекватность родительской позиции представляется как понимание родителями индивидуальности своего ребенка и происходящих в его душевном мире перемен. [1, с. 55; 5, с. 86] Обобщенная формула родительского воспитания выражается удовлетворением «Ребенок - центр моих интересов». [1, с. 60] В последнее время определился еще один подход, исходящий из трёхчисленной модели воспитания. Выделены три аспекта отношений, составляющих отношение родителей к своему ребенку: симпатия - антипатия, уважение - неуважение, близость - дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет выделить восемь типов родительского воспитания. [1, с. 62; 4, c. 40; 8, с. 23]
Действенное воспитание. Основанное на симпатии, уважении и близости. Формула родительского отношения к детям такова: «Хочу» чтобы мой ребенок был счастлив, буду помогать ему в этом. В семье теплый эмоциональный тон общения, присуще активное воспитание и интересам, увлечениям, способностям ребенка, уважаются его права, оказывается радушная требовательность.
Отстраненное воспитание. Основано на симпатии, уважении, но существует большая дистанция с ребенком. Формула семейного воспитания : «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребенка, его внешний облик, его успехи, способности, но мягкое обращение с ним сопровождается неумением помочь в его проблемах.
Действенная жалость. Основана на близости, симпатии, но без уважения. Этот стиль характерен осознанностью действительных, а иногда и мнимых отклонений в его физическом и умственном развитии. В результате родители приходят к идее исключительности своего ребенка, предоставляют ему особые привилегии и всячески предохраняют от вредных влияний.
Воспитание по типу снисходительного отстранения основывается на симпатии, неуважении, большей межличностной дистанции. Неблагополучие ребенка негласно является его правом, родители не вмешиваются в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, недостаточно ориентируются в душевном мире ребенка.
Отвержение. Основано на антипатии, неуважении, большой межличностной дистанции. Такое отношение родителей к своим детям встречается очень редко. Родитель отстраняется от ребенка, не хочет общаться с ним, не замечает его присутствия, становится холодно-неприступным.
Презрение. В этом типе отношений присутствуют неуважение, малая межличностная дистанция. Такое отношение к детям соответствует родительской формуле следующего вида: «Я мучаюсь, беспредельно страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, упрям, труслив, неприятен другим людям». Любые достижения ребенка родитель не замечает, игнорирует, в общении не замечает ничего положительного. Общение родителей и детей строится на понукании, назидании, требовательности. Такие родители постоянно посещают специалистов в желании «исправить» его.
Преследование. При таком типе родительского отношения лидирует неуважение, антипатия, но близость к ребенку существует. В воспитании присутствует твердая убежденность родителей, что их ребенок превратился в «мерзавца». Родители пытаются чрезмерной строгостью, жестким контролем переломить ребенка, нередко выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности.
Отказ. Основывается на антипатии, уважении и большой межличностной дистанции. В воспитании ребенка преобладает отстранение от его проблем. Они, как и он издали наблюдают за ребенком, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. При заострении отношений такие родители охотно прибегают к помощи общественности, стремятся доверить ребенка школе. Приведенные типы родительского воспитания утопичны. В ходе воспитания под воздействием обстоятельств, тех или иных событий отношение родителей к ребенку изменяется. Приведенный подход позволяет определить, какая именно установка на данный момент стала для родителей ведущей. [1, с. 62-67; 4, с. 42; 8, с. 27] Таким образом, становится, очевидно, что:
1. Семья и её конкретные вышеперечисленные функции оказывают наибольшее влияние на ребёнка;
2. Роли родителей в семье определяют их авторитет у ребёнка и степень его подражаемости;
3. Для успешного бесконфликтного воспитания родительская позиция должна у обоих родителей быть одинаковой;
4. Гибкость родительской позиции, уровень образования родителей и их личности определяют стиль воспитания в семье;
5. Анализ 8 типов воспитания показал, что лучшим из них является действенное, основанное на близости, симпатии и уважении.
Список литературы
1. Титаренко, В. Я. Семья и формирование личности [текст] / В. Я. Титаренко. - М. : Мысль, 1987. - 50-67 с.
2. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия [электронный ресурс] / https://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20000209 - 34-56 с.
3. Мудрик, А. В. Социализация человека [электронный ресурс]/ А. В. Мудрик. https://www.koob.ru/mudrik/. – 28 с.
4. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [электронный ресурс]/ А. В. Мудрик. https://www.koob.ru/mudrik/. – 2.
5. Котырло, В. К. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников [электронный ресурс] / В. К. Котырло, Т. В. Дуткевич. Периодическое издание "Вопросы психологии". https://www.voppsy.ru/. - 1 с.