Наталья Петровна Мерзликина
Консультация для воспитателей «Взаимосвязь патриотического и экологического воспитания дошкольников в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ :
«ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
Любовь к Родине начинается с любви к природе. Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды.
Публикация «Консультация для воспитателей „Взаимосвязь патриотического и экологического воспитания дошкольников в детском саду“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Свою работу по экологии я начала с изучения литературы по данной теме. Поставила цели и задачи.
Целью экологического воспитания являются : • создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
• изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи экологического воспитания :
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. 2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы. 3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.. 4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности. 5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе. 6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку. 7. Любить, ценить, беречь природу, как свою Родину.
На втором этапе занялась выбором теоретического материала, подбором практических методов, составила план, куда вошли мероприятия по экологическому воспитанию. Они построены по принципу развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом. Совершенствования речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего. Совместной практической деятельности воспитателя и детей. Работу по экологическому воспитанию детей я веду в режимных моментах, и стараюсь построить согласно временам года. Для этого в начале учебного года составлен план, который включает в себя: занятия, наблюдения, игровые ситуации, опытно – экспериментальную деятельность. На занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, использую литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения. Так же в работе широко использую загадки о природе и природных явлениях. Наглядный материал: стенды, фотографии, фонотеку дисков с познавательным материалом о природе.
В своей работе использую различные подвижные игры природоведческого содержания: «У медведя во бору», «Медведь и пчелы», «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы», «Хитрая лиса», в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе. Дидактические игры с предметами: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» - уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память. Настольно-печатные игры: «Собери урожай», «Времена года», «Детки с ветки», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?», «Узнай дерево» - направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы. Словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?» - закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции. Наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка – дошкольника, стимулируют мысленную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности. При организации опытов и наблюдений важно, чтобы ребенок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребенка, но и для живых объектов, т. е. опыты, наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.
Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития, становления личности. Экология в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Большинство современных детей редко общаются с природой. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В нашем детском саду занятия по экологическому воспитанию проводятся постоянно. Я считаю, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую традиционные формы: родительские собрания, консультации, беседы, литературные вечера поэзии. Я в группе уже провела несколько таких мероприятия – литературно-музыкальный досуг и конкурс чтецов «Осень в гости к нам пришла».
Литературный вечер поэзии «Зимушка хрустальная».
Я считаю, что в ходе проделанной работы будут положительные результаты: не только сформированы начала экологической культуры у детей; осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; практическим действиям по охране природы; будут развиваться умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы, но и любить, ценить, беречь свою природу, как свою Родину. Дети в этом возрасте уже способны через любовь к природе уважать и охранять свою Родину.