Лилит Григорян
Развитие патриотизма у дошкольников средствами поликультурной среды в образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие патриотизма у дошкольников средствами поликультурной среды в образовательной деятельности».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Проблема развитие патриотизма у дошкольников средствами поликультурной среды в образовательной деятельности в научно-методической литературе. 5
Публикация «Развитие патриотизма у дошкольников средствами поликультурной среды в образовательной деятельности» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
2. Разработка комплекса занятий по патриотическому воспитанию с использованием средств фольклора у старших дошкольников. 8
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Приложение 18
Введение
Актуальность работы. Проблема поликультурного воспитания и его формирования была актуальна уже с древних времён. Тем не менее, стройной, единой системы, отражающей всю полноту данной проблемы, не существует. Главной задачей, приоритетом по формированию поликультурной образовательной среды на этапе дошкольного возраста можно считать «обретение родины». Но не следует забывать и о том, что педагог, не будучи патриотом сам, не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине.
Процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности дошкольника, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире.
Для воспитания чувства патриотизма важно давать детям начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Старший дошкольный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотических чувств. Для общества патриотическое воспитание дошкольников – это фундамент как раз того поликультурного пространства, создание которого предусматривается программой правительства.
В разные периоды исследованием проблемы патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и исследователи, как К. Д. Ушинский («Человек как предмет воспитания», С. А. Козлова, М. Ю. Новицкая («Родной дом», Е. В. Соловьёва, Л. И. Царенко («Наследие», О. Л. Князева («Как жили люди на Руси», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Н. В. Алёшина («Патриотическое воспитание дошкольников», Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова («Мы живём в России») и др. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества.
К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.
В. В. Зеньковский писал: «Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа: мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие».
Процесс воспитания поликультурной среды только лишь усилиями дошкольного учреждения не может быть успешным, так как основы воспитания закладываются в семье, а родители являются самыми близкими для ребенка носителями традиций и культуры. Понимание ребенком своей близости с окружающим и Родиной начинается с осознания им любви к своей семье.
Цель работы: разработать комплекс занятий по патриотическому воспитанию с использованием средств фольклора для старших дошкольников.
Задачи:
1. Конкретизировать сущность процесса развития патриотизма у дошкольников средствами поликультурной среды в образовательной деятельности.
2. Отобрать средства и содержание патриотического воспитания в образовательном процессе.
1. Проблема развития патриотизма у дошкольников средствами поликультурной среды в образовательной деятельности
в научно-методической литературе.
Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, являющемся важнейшим периодом становления человеческой личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина. Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий решение целого комплекса задач: воспитания у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, к родной улице и городу, формирования в нем чувства хозяина – человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит труд и уважает людей труда, с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни.
Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду, с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание патриотических чувств у дошкольников ушло на второй план. В 80 – 90-е годы была распространена точка зрения, что в дошкольных учреждениях не следует «политизировать» педагогический процесс, тем более что многие исторические события не столь однозначны. Результат такого отношения – дефицит духовности и доброты, отсутствие любви к Отчизне. В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОО рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений. Кроме того, значительное внимание уделяется правовому развитию и проблемам социализации подрастающего поколения.
В педагогических исследованиях советского периода нет однозначного определения данного понятия. Некоторые ученые рассматривают патриотизм как нравственное чувство (В. В. Белорусова, Т. А. Ильина, И. Т. Огородников, Д. Н. Щербаков и др., другие (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, В. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, И. П. Тукаев и др.) определяют патриотизм как моральный принцип, третья группа исследователей относит патриотизм к нравственным качествам (И. С. Марьенко, Н. П. Егоров, А. Д. Солдатенков, А. В. Янковская и др.).
Некоторые ученые считают правомерным рассматривать патриотизм как совокупность чувств, принципов и качеств: Л. И. Мищенко, Л. Ф. Спирина, П. В. Конаныхина, О. И. Павелко, Л. Т. Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия И. Е. Кравцева: «Патриотизм — это любовь к своему отечеству, к родным местам («земле отцов», к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм — это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость».
Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются федеральным государственным образовательным стандартом. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:
1. поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;
3. уважение личности ребенка;
4. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие;
5. Учет этнокультурной ситуации развития детей;
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
При соблюдении этих принципов при правильно-организованной образовательной деятельности с привлечением всех участников образовательного процесса развитие патриотизма у старших дошкольников будет протекать своевременно и значительно продуктивно.
2. Разработка комплекса занятий по патриотическому воспитанию с использованием средств фольклора у старших дошкольников.
Фольклорные занятия включают в себя наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: от праздничного выступления до выхода на лужайку в лес. Воспитатель должен иметь в памяти большой запас песенок, потешек, считалок, загадок, поговорок, пословиц, скороговорок и тактично, с чувством меры, умело включать их в повседневный быт детей, в занятия.
Использование малых форм фольклора решает задачи познавательного, нравственного, физического развития детей. Особенно велико его влияние на развитие выразительности детской речи, умение правильно, точно, образно выражать свои мысли, делиться впечатлениями от увиденного, услышанного и прочитанного.
В течение года рекомендуется проводить ряд специальных занятий, посвященных различным формам работы с пословицами и поговорками:
• уточнение жанровых особенностей,
• сравнение пословиц с другими фольклорными формами,
• подбор пословиц к художественным текстам и т. д.
Широко используются дидактические игры по пословицам: словесные - «Кто больше назовет пословиц о труде, о гостеприимстве», с дидактическим материалом «Собери пословицу», «Пословицы в квадратах», настольно-печатные игры «Сложи пословицу».
На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать мотивационные установки:
• игровые: "Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы";
• подготовки к школе: "Кто лучше запомнить образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе";
• соревновательные: "Кто больше назовет пословиц о труде. ?";
• личные: "Назовите поговорки, которые вам нравятся", "Подберите пословицу, которая вас учит добру".
Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные:
• игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»;
• дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу» : воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает;
• можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по теме: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде;
• можно раздать детям картинки с изображениями, а они должны назвать подходящую пословицу;
• изобрази пословицу пантомимой;
• нарисуй пословицу, загадку;
• изобрази пословицу схемой. Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «выглядеть» пословицы: «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и ту же пословицу изобразят разные ребята;
• найди лишнюю пословицу;
• найди пару;
• картинка + рассказ + пословица. Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица;
• проведя беседы с детьми по патриотическому воспитанию, нужно обязательно использовать пословицы и поговорки, например: беседа с детьми о Российской Армии, использовать можно пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет» по этой пословице будут у детей вопросы «Что такое свет?», «А как это – тверже», надо обязательно объяснить детям содержание и смысл пословицы «Свет – это вся земля, все страны. Тверже – сильнее и смелее русских людей нет»;
• еще одна форма работы с детьми – это сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
При работе с загадкой можно использовать такие формы:
• нарисуй отгадку;
• придумай свою загадку;
• придумай загадку по картинке.
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".
Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи. Дети получали знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитывалось гуманное отношение к своим близким, уточнялись представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях. Фотостенды: «Мама, папа, я – дружная семья», «Мамы разные нужны», «Папы и дедушки – защитники Отечества», праздничный концерт ко Дню пожилого человека, изготовление подарков к Новому году, 8 Марта, 23 февраля близким людям.
Родная страна. На занятиях этого блока дети получали географические сведения о территории России (глобус, карта). Познакомились с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и группе расширялось представление о значении государственных символов России, воспитывалось уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Дети знакомились со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формировалось представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формировались основы гражданско-патриотических чувств : любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни России.
Образовательная деятельность по темам : «Наша страна Россия», «Как жили славяне», «Климатические зоны России», «Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина Российской Федерации». «Главный город нашей страны», «Государственные символы России: флаг, герб, гимн».
Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, участвуют в праздниках и обрядах, узнают произведения народного декоративно-прикладного искусства. У детей формируется общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, дети учатся любить и ценить народную мудрость.
Занятия: «Богатыри земли Русской», «Русские народные промыслы», «Масленица», «Рождественские колядки», «День защитников Отечества».
Образовательная деятельность «Наша Родина – Россия, наш язык – русский».
Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу, народному творчеству.
Задачи:
• формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;
• формировать представления о народах, населяющих Самару;
• познакомить с культурой и традициями самарского народа, вызвать интерес к русской национальной кухне и фольклору.
В занятии были применены такие методы работы как наглядные, словесные и практические. Была проведена предварительная работа: беседы о России, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений; рассматривание карты России, иллюстраций с изображением народных костюмов; знакомство с подвижными играми народов России; изготовление поделок из бумаги.
К проведению занятия были привлечены родители. В течение занятия дети читали стихи о России. Рассказали с помощью наводящих вопросов, как называется страна, столица нашей Родины.
Узнали о многонациональных народах, проживающих в России, рассмотрели кукол в национальных одеждах. На тему «Наша Родина - Россия» посмотрели мультимедийную презентацию. Раскрасили заготовки матрёшки и станцевали танец.
Образовательная деятельность «Семья. Родословное древо моей семьи».
Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.
Задачи. Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях, о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление.
На занятии использованы методы словесные и наглядные.
Предварительная работа: Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, тетя, дочь, сын, внук, племянник, племянница, муж, жена, ласковых, уважительных старинных форм терминов родства, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).
В ходе занятия дети закрепили понятие «Семья», высказали свое мнение, кто как понимает этот термин.
Послушали рассказы детей о родословных древах их семей.
Отправились в путешествие в старину предков, где узнали историю прабабушек и прадедушек, познакомились с хозяевами русской семьи и побывали у них в гостях, где узнали новые слова: рушник, онучи.
Отгадывали загадки, играли в игру «Горелки», пили чай с хозяевами русской семьи.
Поделились впечатлениями после путешествия и украсили чудо-дерево ленточками, где каждая ленточка – член семьи.
В конце занятия спели песню «Моя Родина».
Образовательная деятельность «Вот эта улица, вот этот дом».
Цель: расширять и закреплять знания детей и родителей о родном городе.
Задачи:
• расширять знания о городе;
• пробудить интерес родителей к жизни детей в детском саду;
• воспитывать любовь к малой родине.
Предварительная работа: беседа по теме «Мы Самарцы», рассматривание фотоальбома «Самара», домашнее задание: составить рассказ о своей улице, чтение пословиц о доме.
В работе использованы такие методы, как словесные, практические и наглядные.
В начале занятия детям предлагается поприветствовать друг друга и вспомнить, какие слова приветствия они ещё знают.
Далее детям предлагается беседа о пословице «Мой дом – моя крепость». Высказывания детей, кто как её понимает. Дети зачитывают другие пословицы о доме.
Дальше дети отправляются в путешествие по родному городу.
Дети делятся на две команды, проговаривают заранее приготовленные названия и девизы команд.
Проходит викторина.
1 тур. «Вопрос-ответ». Детям задаются вопросы, ответы на которые они должны дать.
2 тур. Домашнее задание. «Моя улица». Дети рассказывают названия своей улицы, на которой живут, в честь кого или чего названа эта улица. Примерные ответы.
3 тур викторины «Загадки». На экране появились слайды с изображением зданий и памятников города, дети отгадывают загадки к каждому слайду.
Далее подводятся итоги викторины и в конце занятия детям предлагается из рук «построить» пирамиду добра.
Под песню «С чего начинается Родина» детям предлагается нарисовать свое настроение.
Таким образом, данный комплекс занятий способствует развитию патриотических чувств посредствам фольклора у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение
Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этнических основ национального характера.
Каждый народ в зависимости от исторических условий прошел своеобразный путь развития, что наложило отпечаток на психологический склад этих народов, проявляющийся в сфере духовного производства, духовной культуры: письменности, литературы, искусстве, быте, традициях, обычаях, обрядах, фольклоре и т. д.
В создавшихся условиях к национальным традициям неправомерно прививается отношение как к реликтовой форме культуры, а художественные явления, имеющие ярко выраженный фольклорно-этнографический характер, представляются как элемент экзотики.