Лучший педагог года

«Обеспечение психологической безопасности образовательной среды»

Ирина Буянтуева
«Обеспечение психологической безопасности образовательной среды»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: ознакомить педагогов с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующих педагогов, используя полученную информацию на практике.

Задачи:

- познакомить учителей с понятиями: «образовательная среда», «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое здоровье»;

Публикация «„Обеспечение психологической безопасности образовательной среды“» размещена в разделах

- рассмотреть состояние психологического здоровья педагогов;

- использовать в собственной практике полученный теоретический и практический материал;

Категория участников: педагогический коллектив ДОУ.

Продолжительность: 1 час 25 минут (85 минут).

Методы работы

- метод работы в группах;

- метод проектов;

- метод групповой дискуссии.

Используемый материал:

- небольшие листочки бумаги;

- листы бумаги А3 (по количеству образованных групп);

- ручки, карандаши, фломастеры;

- магниты.

Ход мероприятия

1. Ритуал встречи и приветствия.

Время проведения: 10 минут.

* (этот временной промежуток не включен в общее время педагогического совета).

Всем педагогам на входе в назначенную аудиторию раздаются небольшие карточки с изображениями людей. Это позволит в дальнейшей работе сформировать педагогические группы. Используется два вида карточек, на которых варьируется количество людей (от одного до двух). Заранее заготавливается определенное количество карточек. В аудитории из имеющихся столов (парт) также заранее формируются две «рабочие зоны».

2. Деление участников на группы.

Время проведения: 2 минуты.

Ведущий (психолог) просит присутствующих учителей посмотреть на полученные карточки и распределиться по «секторам» согласно количеству людей, изображенных на картинках. Принцип распределения: педагоги, имеющие карточки с изображением одного человечка – собираются в одну группу; педагоги, имеющие карточки с изображением двух человечков – собираются в другую группу и т. д.

3. Упражнение «Я приветствую Вас».

Время проведения: 4 минуты.

Ведущий (психолог) обращается с фразой «Я приветствую …» к членам первой группы ( напри-мер: «Я приветствую Вас – мудрых и активных педагогов, сидящих за этим столом). Члены пер-вой группы обращаются теперь к представителям второй группы ( например: «Мы приветствуем Вас – креативных и инициативных членов нашего общества). Далее члены второй группы обра-щаются к представителям третьей группы и т. д. Члены последней группы приветствуют ведущего.

4. Упражнение - активизатор «Ассоциация».

Время проведения: 5 минут.

Каждой из групп предлагается свое понятия: «здоровье», «безопасность». Задача участников (в своих группах, начиная с ключевого слова, по кругу называть ассоциации к последующим словам. Например: «ребенок - мама – кухня – ужин – и т. д.»; «здоровье – силы – заботы – дети – семья – и т. д.»; «женщина – мужчина – свадьба - любовь – и т. д.»; «безопасность - спокойствие – жизнь – работа – и т. д.». По завершению работы в группах, озвучиваются первое и последнее слово из цепочки озвученного ассоциативного ряда.

Теоретическая часть.

Время работы: 15 минут.

В современной педагогической психологии условия, в которых осуществляется обучение и воспитание, определяются как образовательная среда.

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно–предметном окружении.

Образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных

Т. о. образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности.

Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз. Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.

Психологическая безопасность- это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза».

Опасность – вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами;

Риск– возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;

Угроза– совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества.

Психологическая  безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности дошкольника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.

По данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей - до 75% - озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в детском саду или в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и педагогами. Родителей беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей.

Факторами риска в образовательной среде могут быть

- недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы,

- низкая активность учащихся и педагогов,

- несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.

Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие - склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья.

К психологическим характеристикам образовательной среды, способствующим сохранению и обеспечению психологической безопасности, относят:

- доброжелательную атмосферу,

- высокий уровень вовлеченности в дошкольную среду и обучение социальным навыкам взаимодействия,

- повышение родительского и общественного участия,

- поддержку воспитанников в период возрастных кризисов,

- удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды детского сада,

- уважительное отношение и др.

Любое   усилие   по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды детского сада должно поддерживаться самими учащимися, преподавателями, администрацией и  родителями.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни.

Психологическое здоровье - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».

Существует два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека :

Первый признак – это позитивное настроение, в котором находится человек.

Второй признак – это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.

Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами – с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и поэтому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния.

С другой стороны, психические возможности зависят от умения человека управлять своими со-стояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья.

Итак, психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное к ней отношение, высокий уровень удовлетворённости характеристиками дошкольной среды и защищённости от психологического насилия во взаимодействии.

И стоит   сказать: «Ничто не стоит педагогическому коллективу так дешево и не ценится так дорого, как психологическая безопасность детей».

5. Упражнение «Модель психологической безопасности образовательной среды».

Время проведения: 25 минут.

Ведущий (психолог) раздает группам листы А3,участникам каждой из групп предлагается в течение 10 минут в ходе коллективного обсуждения разработать (нарисовать на предложенных листах бумаги) : - модель образовательной среды (в целом).

По завершению работы, проекты вывешиваются на всеобщее обозрение, и в течение 5 минут представитель от каждой из групп озвучивает коллективное видение обозначенного аспекта в виде конкретных рекомендаций.

6. Проективная методика «Автопортрет».

Время проведения: 7 минут.

Ведущий (психолог) предлагает участникам нарисовать на чистых листочках бумаги большой овал, олицетворяющий лицо рисующего человека. После этого педагогам предлагается изобразить :

- вместо глаз – то, на что они любят смотреть;

- вместо носа – то, что они любят нюхать;

- вместо рта – то, что они любят произносить;

- вместо ушей – то, что они любят слушать;

- вместо волос – то, о чем они чаще всего думают.

По завершению работы присутствующие анализируют собственные рисунки, делая вывод о со-стоянии собственного психологического здоровья; гармоничного отношения к себе и к окружающему миру.

7. Ритуал прощания.

Время проведения: 2 минуты.

Ведущий (психолог) благодарит всех присутствующих педагогов за максимальную вовлеченность в практическую проработку предложенного вопроса, и надеется на использование педагогами полученной теоретической информации в собственной практической деятельности.

Рекомендации для педагогов

Главный принцип, которым должен руководствоваться каждый педагог в сфере образования – это принцип «НЕ НАВРЕДИ!»

1. Оценивайте не личность ребенка, а его конкретные действия, начиная с того положительного, что вы заметили.

2. Старайтесь воздействовать на ребенка советом, просьбой, побуждением к действию.

3. Рассматривайте ребенка как равноправного партнера по общению, так как вы от него можете узнать много нового.

4. Не сравнивайте ребенка с другими, а только с самим собой вчерашним.

5. Умейте занять позицию ребенка, встать на его место, это вам поможет и в повседневной жизни.

6. Умейте слушать и слышать ребенка.

7. Уважайте ребенка, учитывайте личностные качества ребенка.

8. Поощряйте самостоятельность суждений, активность, привлекайте детей к принятию решений, учитывайте их мнение. Общие психологические правила, касающиеся свободы и развития каждого ребенка.

Используемая литература:

1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб. : «Союз», 2002.

2. Руководство практического психолога : психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной. — М. : «Академия», 1995.

Публикации по теме:

Создание предметно-пространственной среды в группе детского сада по безопасности жизнедеятельностиСоздание предметно-пространственной среды в группе детского сада по безопасности жизнедеятельности Доклад «Создание предметно-пространственной среды в группе детского сада по безопасности жизнедеятельности» Структурное подразделение.

Характеристика компонентов образовательной среды Характеристика компонентов образовательной среды. Предметно-развивающая среда в группе учитывает все направления развития ребенка. Она направлена.

Обеспечение безопасности пребывания детей в ДОУ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ Инструкция №1 по правилам пожарной безопасности 1. Все дети, находящиеся.

Обеспечение безопасной и психологически комфортной среды в условиях ФГОС до. Тема: «Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО». В настоящее время обеспечение психологической.

Пополнение образовательной среды развивающими играмиПополнение образовательной среды развивающими играми К началу учебного года, как и в каждой группе, образовательная среда была пополнена развивающими играми и пособиями. Часть пособий приобретена.

Конструкторы Лего как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Конструкторы LEGO как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды» Подготовила.

Семинар-практикум «Обеспечение безопасности на улицах и дорогах» Задачи: • повысить теоретические знания и практические умения, навыки родителей в обучении правилам дорожного движения и обеспечении безопасности.

Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды»Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тема проекта: «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тип проекта: • практико-ориентированный. Место реализации.

Создание образовательной среды в учебном кабинетеСоздание образовательной среды в учебном кабинете Создание образовательной среды в условиях реализации ФГОС Учитель начальных классов МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари Ануфриева Светлана.

Статья «Создание и развитие информационной образовательной среды образовательной организации» Каждый год информационно-коммуникационные технологии прочно входят в нашу жизнь, в которой главную роль играет интеллект и знания. Использование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Обеспечение психологической безопасности образовательной среды»
Опубликовано: 7 февраля 2017 в 17:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Обеспечение психологической безопасности образовательной среды»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Буянтуева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД