Приложение МААМ

Взаимосвязь интеллектуального и речевого развития ребёнка

Ирина Киселева
Взаимосвязь интеллектуального и речевого развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимосвязь интеллектуального и речевого развития ребёнка

«Формирование мышления и других познавательных процессов

тесно связано с развитием языковой способности ребенка»

Л. С. Выготский

Умственное развитие изучается отечественными психологами в неразрывном единстве с речевым развитием детей, исходя из представлений о том, что язык является средством общения, взаимопонимания, закрепления и передачи знаний, опыта.

Публикация «Взаимосвязь интеллектуального и речевого развития ребёнка» размещена в разделах

В формировании высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем несравнимую роль. Выполняя функцию общения ребёнка с взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. Путь речевого развития ребёнка, сначала в виде речевых реакций, (стадия крика, стадия гуления, стадия лепета) претерпевает существенные изменения, которые относятся как к обогащению словарного запаса и совершенствованию структуры речи, так и к усложнению взаимодействия её с другими высшими психическими функциями (память, мышление).

Важные замечания:

1. Важно, чтобы родители обращали внимание на состояние

органов не только речи, но и слуха, начиная особенно где-то с 3-х

месячного возраста. Недостатки слуха (например, серные пробки в

ушах) могут оказать негативное воздействие на характер развития

голоса.

2. Ребенок должен развиваться в благоприятной речевой среде, его с рождения должна окружать правильная, эмоционально богатая речь окружающих взрослых,

каждая манипуляция с ребенком - кормление, купание, пеленание

и т. д. - должна сопровождаться речевым комментарием родителя.

До определенного периода линии развития мышления и речи проходят как бы независимо друг от друга. Однако в периоде 2 -х лет развитие мышления и речи перекрещиваются, совпадают в своем развитии и дают начало совершенно новой форме поведения. С этого момента речь начинает выполнять интеллектуальную функцию, а мышление становится речевым.

Усвоение слов помогает формированию мыслительных действий с образами предметов ( например: видя пирамидку, ребенок выделяет в ней части, т. е устанавливается связь между названием предмета и самим предметом), с развитием речи у детей появляется возможность решать задачи не только с помощью практических действий ( например: предметная игра, но и в уме ( например: счет). На этом этапе развития мышления у ребёнка речь начинает играть роль вспомогательного средства мыслительной деятельности, приобретает функцию планирования решений (когда ребенок уже не обращается вслух за помощью к взрослому, а выполняет работу молча). Это происходит вследствие того, что слово является элементом не только речи, но и речевого мышления, так как в слове заключены смысл и предметная отнесенность, значение слова (пассивный словарь ребенка) Таким образом, речь включается в процесс мышления и становится одним из его компонентов.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Пособия для развития речевого дыханияПособия для развития речевого дыхания Добрый вечер уважаемые коллеги!Как я уже писала, в этом году я работаю с детьми раннего возраста. Этот возраст очень значим для речевого.

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дорогие гости и читатели блога! Хочу предложить Вам простые игры на развитие дыхания. Все мы знаем, что правильное речевое дыхание необходимо.

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Пособие для развития речевого дыханияПособие для развития речевого дыхания Пособие для дыхательной гимнастики своими руками Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Родительское собрание «Почемучки. Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей» Родительское собрание на тему: «Почемучки». Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей. Круглый стол для родителей детей.

Сказочные пособия для развития речевого дыханияСказочные пособия для развития речевого дыхания Пополнение и обновление предметно-пространственной среды в группах ДОУ -процесс, требующий творчества, выдумки, фантазии, и, конечно же,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь интеллектуального и речевого развития ребёнка
Опубликовано: 24 сентября 2020 в 17:26
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимосвязь интеллектуального и речевого развития ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Киселева (УИ 68488) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД