Алина Владимирова
Взаимосвязь и проблемы развития образования и культуры в современном социуме
▼ Скачать + Заказать документы
Еще в недавнее время, основной характеристикой процветания государства в мире, являлся высокий уровень образования и культуры. В современное же время, под действием множества факторов, люди начинают утрачивать культуру, принятую в данном обществе, и перестают направлять свои усилия на ее повышение, а также на развитие образования в стране в целом. Это и послужило выявлению взаимосвязи между понятиями культуры и образования, а также определению основной проблемы развития образования и культуры в современном социуме.
Темочки:
Рассмотрим понятие культуры по словарю С. И. Ожегова. Культура – это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение[3, с. 313].
Образование означает получение систематизированных знаний и навыков, а также совокупность знаний, полученных в результате обучения[3, с. 436].
Культура и образование взаимосвязаны между собой. Образование должно осуществляться в контексте определенного типа культуры. Учитель должен являться носителем передовой культуры, он сам является ценностью и производит новые ценности - учеников - и тем самым идентифицирует себя с культурой [2, с. 125]. Именно учитель вводит в социум культурных, образованных людей, поэтому пренебрегать компетентностью и культурой самого учителя было бы великой ошибкой.
Взаимодействие культуры и образования может рассматриваться в разных аспектах, например в рамках учебной дисциплины.
Культура не может существовать вне общества, так же как и образование. В сфере образования основной группой населения является молодежь, так как здесь мы не говорим о самообразовании. Поэтому, стоит рассмотреть такое понятие, как молодежная культура.
Процитируем по Красновой М. А. : «Молодежная культура - специфическое явление, которое возникает в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет, что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию, но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых.» [1, с. 28-30].
Для общества необходима молодежь и ее культурные ценности, поэтому взрослые представители социума должны привлекать ее своими установками и знать её интересы и цели. Для этого, сначала необходимо определить интересы и потребности молодежи, а затем применять полученные знания путем внедрения их в образовательный процесс. Необходимо, с помощью опросов, проводить социальную работу с учениками. Это позволит четко определить склонности детей к тем или иным дисциплинам, занятиям, темам и на основе этого совершенствовать обучение.
И. Ф. Харламов писал об обучении так: «целенаправленный, педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений»[4, с. 98].
Обучение является компонентом образования, поэтому так же способствует развитию общей культуры в современном социуме.
Из сказанного, можно сделать вывод, что проблема образования состоит в том, что она не всегда учитывает истинные потребности детей, которые уже начинают входить в общество и активно проявлять себя в нем. Отсюда и уровень культуры испытывает затруднения в своем развитии, так как не полученные в процессе обучения культурные нормы и представления, не появляются уже в взрослом состоянии, так как уже формируются свои принципы, привычки и стереотипы по отношению к чему-либо.
Литература
1. Краснова М. А. Связь современного образования и культуры// Актуальные вопросы современной педагогики : материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 28-30.
2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение» : В 2-х книгах / Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн. 1 - 174 с.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополнение. - М. : ООО "ИТИ Технологии", 2006. - 944 с.
4. Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 2000. - 520 с.