Наталья Кириченко
Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 2
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.
СЛАЙД 3
Публикация «Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования» размещена в разделах
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
СЛАЙД 4
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
В настоящее время особенно актуальна проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникшим многовариантным образовательным пространством дошкольного и начального образования.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности (коммуникативной, физической, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.
СЛАЙД 5
Цель:
объединение усилий педагогических коллективов для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышение их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, повышение уровня качества образования.
СЛАЙД 6
ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ЗВЕНА :
1. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
2. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.
3. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.
4. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками).
5. Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.
СЛАЙД 7
Преемственность с точки зрения дошкольного образовательного учреждения- это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
СЛАЙД 8
ЗАДАЧИ НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ЗВЕНА :
1. Осознанное принятие детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.
2. Готовность ребенка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой).
3. Желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию.
4. Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
5. Совершенствование достижений дошкольного развития; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания
СЛАЙД 9
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые уже имеются у ребёнка, и пройденное осмысливается на более высоком уровне.
СЛАЙД 10
ВИДЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ :
Целевая – согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития.
Содержательная – обеспечение «сквозных» линий в содержании, повторении, разработка единых курсов изучения отдельных программ.
Психологическая – совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения с учётом общих возрастных особенностей.
Технологическая – преемственность форм, средств, приёмов и методов воспитания и обучения.
СЛАЙД 11
ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ :
Разрыв между конечными целями и требованиями при обучении отдельным предметам на различных этапах образовательного процесса. Несогласованность между «входными» и «выходными требованиями д/с и школы. Завышенные требования к готовности ребенка к школьному обучению.
Низкий уровень социально-личностного развития ребенка.
СЛАЙД 12
Отсутствие единых программ непрерывного образования. Автономность подсистем образовательно-воспитательной системы, т. е. сохранение дискретного характера отдельных ступеней образования. Формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без опоры на предшествующее образование и без учёта дальнейших перспектив.
Неполное соблюдение психологической преемственности (необходимость в специалистах, умеющих работать с детьми, сочетающих профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов).
СЛАЙД 13
ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ :
СЛАЙД 14
Общая цель: Воспитание и только воспитание — цель школы.
Иоганн Генрих Песталоцци
СЛАЙД 15
1. РАБОТА С ДЕТЬМИ:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
СЛАЙД 16
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
СЛАЙД 17
3. СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
СЛАЙД 18
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:
С введением ФГОС для детского сада и ФГОС для начальной школы программы не должны противоречить друг другу. Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников.
Введение ФГОС в дошкольном образовании призвано определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования для обеспечения ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе.
СЛАЙД 19
«Быть готовым к школе уже сегодня -
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит быть
готовым всему этому научиться».
Л. А. Венгер, А. Л. Венгер