Лариса Владимировна Королева
Взаимоинформирование, как форма установления связи с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимоинформирование (общение).
Взаимоинформирование –как форма установления связи с семьей.
Тема проекта: «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи».
В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Публикация «Взаимоинформирование, как форма установления связи с семьей» размещена в разделах
Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка складываются определённые ценностные ориентиры, мировоззрение, формируется поведение в разных сферах общественной жизни, отношение к себе.
Цель проекта: Теоретические подходы к проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.
-Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия МБДОУ
- Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
-Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
Вид проекта: информационный, творческий, познавательный.
Продолжительность проекта: кратковременный.
Сроки реализации проекта: апрель месяц 2016 год.
Продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей напрямую взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании общения в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Изучение семьи с целью выявления интересов и потребностей родителей, а также согласования воспитательных воздействий на ребёнка.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей, педагогической и правовой культуры, оптимизации стиля семейного воспитания через реализацию двух направлений работы:
информативное – ознакомление родителей с особенностями развития детей, режимом работы ДОУ, с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, привлечение к оздоровительным и совместным мероприятиям;
обучающее, практикоориентированное – формирование у родителей опыта руководства детской деятельностью и общением, гуманное восприятие детско-родительских отношений;
Включение родителей в содержательную совместную деятельность с дошкольным учреждением: участие в организации развивающей среды и воспитательно-образовательного процесса, в осуществлении хозяйственной деятельности и т. д.
ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
Открытость детского сада для семьи : каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок.
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребёнка, основанное на доверии и позитивных способах общения; родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей.
Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Организация работы с родителями на основе изучения общих и частных проблем в воспитании и развитии дошкольников, а также реальных потребностей и интересов родителей.
Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов и последовательное планирование дальнейшего сотрудничества на их основе.
Осуществление открытого и доверительного взаимодействия с родителями воспитанников имеет ряд преимуществ:
-Во-первых, отмечается положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материально-хозяйственных до воспитательно-образовательных).
-Во-вторых, учитывается индивидуальность ребёнка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в своей деятельности, что ведёт к повышению эффективности педагогического процесса.
-В-третьих, родители берут на себя ответственность за развитие ребёнка и осознают, что дошкольное учреждение является лишь помощником в деле воспитания и обучения дошкольника. В целом, появляется возможность реализации единой программы воспитания и развития детей в детском саду и семье.
В образовательном процессе дошкольного учреждения активно используются такие формы работы с родителями воспитанников как: родительские собрания; индивидуальные и групповые консультации; беседы
Одной из наиболее доступных форм установления связи с семьей являются педагогические беседы с родителями.
Беседа может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание. Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, ее особенность заключается в активном участии и воспитателя, и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей, и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям.
Практикумы организуются с целью выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить, помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Родительские чтения – интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
Наиболее востребованной формой работы с родителями является наглядная пропаганда – целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье :
- уголок для родителей (содержит материалы информационного характера - правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера; материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье);
- разнообразные выставки (выставки детских работ, тематические выставки по определенному разделу программы);
- информационные листки (объявления о собраниях, событиях, просьбы о помощи, благодарность добровольным помощникам и т. д.);
- родительская газета (в ней родители могут рассказать об интересных случаях из жизни семьи, поделиться опытом воспитания и др.);
- папки–передвижки (формируются по тематическому принципу) и другие.
Список литературы
1. Антонова Т., Волкова Е. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй ребёнка. / Дошкольное воспитание, 1998, №6
2. Антропова Развитие ребёнка и его здоровье. Пособие для родителей. /Дошкольное образование, 2004, №14.
3. Арнаутова Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей. / Дошкольное воспитание, 2002, №9
4. Взаимодействие семьи и ДОУ/ Обруч, 2003, №2
5. Голубева Л. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей. / Дошкольное воспитание, 2001, №1
6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М. : 2002.
7. Лукина Л. И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении. / Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5.
8. Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьёй по воспитанию здорового ребёнка. / Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №1
9. «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильевой М. ; Мозаика-синтез 2012.
10. Варюхина С. И. Счастливый бумеранг: Беседы о культуре взаимоотношений, - Минск, 1992
11. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М., 1983.
12. Работа с родителями: Сборник статей. / Под общ. ред. Осиповой М. П., Бутрим Г. А. Минск: УП «Экоперспектива», 2003
13. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987.