Татьяна Куценко
Оптимизация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя для повышения качества коррекционно-образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Оптимизация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя
для повышения качества коррекционно-образовательного
процесса в группе компенсирующей направленности
(из опыта работы)
Подготовил:
учитель-логопед
МБДОУ № 15
Куценко Т. А.
1. Введение.
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошколь-ного образования, можно отметить тенденцию к увеличению количество де-тей, имеющих отклонения в речевом развитии.
Публикация «Оптимизация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя для повышения качества коррекционно-образовательного процесса» размещена в разделах
Согласно п. 2.6. ФГОС ДО образовательная область речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогиче-ской и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуко-вой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов раз-личных жанров детской литературы.
Успех коррекционной работы в группе компенсирующей направленно-сти нашего учреждения определяется строго продуманной системой, суть ко-торой заключается в тесном взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя группы. Эффективность коррекционно–развивающей работы в группе ком-пенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в рабо-те учителя-логопеда и воспитателей.
2. Цели совместной деятельности логопеда и воспитателя.
Совместная деятельность организуется в соответствии со следующими целями:
-повышение эффективности коррекционно-образовательной работы
-исключение дублирования воспитателем занятий логопеда : лого-пед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов, воспита-тель закрепляет сформированные речевые навыки.
3. Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя
1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.
2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее не-обходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.
3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.
4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отби-рает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).
5. Разработка общих рекомендаций для родителей.
4. Направления работы педагогов.
Направления работы учителя-логопеда :
Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выра-зительности речи, работа над просодической стороной речи.
Работа по коррекции звукопроизношения.
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Работа по коррекции слоговой структуры слова.
Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, со-стоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предло-жений.
Предупреждение нарушений письма и чтения.
Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
Направления работы воспитателя :
Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по те-кущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей мотори-ки.
Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, тек-стов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
Закрепление навыков чтения и письма.
Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, вооб-ражения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
5. Формы взаимодействия.
Оформление логопедического уголка, в котором находятся альбомы на различные звуки, карточки, настольно-печатные игры для формирования дыхания, для развития мелкой моторики и т. д. Наглядный материал в лого-педическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала. Наглядный и речевой материал отбирает учитель-логопед. Воспитатель ока-зывает помощь в изготовлении пособий, игр и дидактического материала, папок-передвижек, уголков и стендов.
Работа с детьми по заданию логопеда в вечернее время.
Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми проводятся во второй половине дня после полдника. Во время вечерних занятий отрабаты-вается материал лексической темы, рекомендованный учителем-логопедом, закрепляется материал фронтальных и индивидуальных логопедических за-нятий. Выполняются следующие виды упражнений:
-закрепление поставленных звуков (произношение слогов, слов, пред-ложений);
- повторение стихотворений, рассказов;
-упражнения на развитие фонематического слуха, лексико-грамматических категорий, навыков звукового анализа и синтеза;
-активизация связной речи в беседе на лексические темы.
Все задания знакомы детям и проводятся в интересной игровой форме. Всё это фиксируется в специальной тетради взаимодействия. В графе учёта воспитатель, как правило, отмечает освоенность материала детьми, у кого, и в связи с чем, возникали трудности, что позволяет учителю-логопеду наме-тить дельнейший маршрут коррекции.
Интегрированные занятия - как форма совместной деятельности специ-алистов, которые повышают профессиональную компетентность, а также комплексно решают профилактические задачи. Учитель-логопед разрабаты-вает и проводит занятие. Воспитатель принимает активное участие в подго-товке и проведении занятия. На слайде представлено интегрированное заня-тие по лексической теме «Посуда».
Ещё одной формой взаимодействия является такая форма, как оформ-ление картотек по разным разделам коррекционной работы : технология «Лепбук». Лепбук-самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, пере-кладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошколь-ного образования к пространственной предметно-развивающей среде: спо-собствует развитию творчества, воображения, обеспечивает игровую, позна-вательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Одной из форм взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей явля-ется совместная подготовка и проведение родительских собраний, цель ко-торых повышение педагогической компетентности родителей. Мы подбираем материал для сообщений и докладов на различные темы по вопросу логопе-дической работы, поскольку родители недостаточно осведомлены в вопросах коррекции речи, не знают и недооценивают значение своевременного устра-нения речевых нарушений. Родительские собрания проводим в форме засе-дания логопедической гостиной для родителей.
Заседание логопедической гостиной проводится и для педагогов ОО. Проведение гостиной проходит в тесном взаимодействии и сотрудничестве педагогов. В ходе самой гостиной педагоги участвуют не как пассивные слу-шатели, а как активные участники диалога.
Совместные занятия театрализованной деятельностью, включающие подготовку и проведение спектаклей. Хочется отметить, что именно самосто-ятельная театрально-игровая деятельность способствует интенсивному рече-вому развитию. Применение театрализованных игр повышает эффективность коррекционной работы речевого развития детей за счёт комплексного аф-фективно-коммуникативного воздействия. Логопед подбирает материал с учётом особенностей речевого развития детей, а воспитатель закрепляет или разучивает диалоги индивидуально и с подгруппой.
Во всех формах взаимодействия используются информационно – ком-муникационные технологии (ИКТ) :
широко используются мультимедийные презентации для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня;
в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда воспитатель использует пальчиковые игры с детьми, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику и т. д с ис-пользованием компьютера.
Занятия с применением компьютерных программ и технологий прово-дятся с соблюдением норм СанПиНов:
использование новых моделей компьютера;
работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы пери-одически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 - 2 минуты на не-сколько секунд.
Критерии эффективности
Представленная система работы, заключающаяся в тесном взаимодей-ствии учителя-логопеда и воспитателя группы, способствует повышению эф-фективности коррекционной работы. Воспитанники группы компенсирую-щей направленности участвуют в конкурсах чтецов и иных мероприятиях, организованных в ДОУ, а также в городских конкурсах чтецов, получают заслуженные награды.
Не только воспитанники, но сами педагоги группы компенсирующей направленности проявляют активность и участвуют в городских конкурсах.
Таким образом, согласованный подход к речевому воспитанию детей по организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия и способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.