Елена Босий
Взаимодействие педагогов ДОО и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагогов ДОО и родителей (законных представителей) обучающихся — разновидность социального взаимодействия, в полной мере соответствующая всем его механизмам. Взаимодействие с родителями детей начинается с взаимного восприятия. Внешность, мимика и микро мимика, стиль одежды, речь и особенности ведения диалога, — все это и многое другое создают у участников взаимодействия некую первичную картину, на основе которой в дальнейшем может выстраиваться весь процесс взаимодействия. Психологи предостерегают, что первое впечатление не всегда может дать объективную картину, есть множество стереотипов, барьеров общения, а также существующих только здесь и сейчас состояний и эмоций, которые могут помешать объективному восприятию.
Публикация «Взаимодействие педагогов ДОО и родителей» размещена в разделах
Следует отметить, что педагоги и родители в ситуации сотрудничества заинтересованы в достижении взаимопонимания, проявляют уважение друг к другу и интересам каждой стороны. Методом их сотрудничества выступает диалогическое общение, в котором важны желания и переживания всех сторон. Педагоги и родители активно ищут совместные и наиболее эффективные пути решения стоящих задач, осуществляют планирование, распределяют совместно точки приложения сил с учетом реальных возможностей каждого.
Диалог как форма взаимодействия достаточно близок сотрудничеству. Здесь также присутствуют субъект-субъектное общение, безоценочное принятие друг друга, нацеленность на достижение общего позитивного результата. Основным отличием, как указывают специалисты, является отсутствие осознанности сторонами общих целей. Каждая из сторон может видеть собственные цели, но быть направленной на общий результат. В диалоге важны равенство позиций, признание без критики взглядов и установок другого, стремление к эффективности взаимодействия, поиск эффективных путей достижения результата.
Соглашение в психологии рассматривается как договоренность сторон об их позициях, выполняемых ролях, функциях. В контексте данной ситуации педагоги и родители осознают необходимость договориться и выстраивать совместные действия. Благополучие ребенка и его успешность являются здесь тоже ведущими мотивами. Поэтому стороны, с четким пониманием возможностей и потребностей друг друга, приходят к соглашению о том, какие внутренние и внешние действия будет совершать каждый, какая «территория» неприкосновенна.
Встречается и другой тип, гораздо менее эффективный, — индифферентность. В данном случае стороны также выступают субъектами взаимодействия, но их цели и задачи различны. Основная характеристика индифферентного общения — равнодушие. И педагоги, и родители участвуют в совместной деятельности по формальному признаку, абсолютно безучастны к происходящему. В качестве примера можно привести формальное проведение родительских собраний. Педагог организует его, поскольку это есть в плане его работы. На собрании дается общая информация, которую можно было бы донести и в письменном виде через информационно-коммуникационные формы общения. Родители приходят на собрание также формально, поскольку выполнение социальной роли родителя предполагает их посещение, при этом на собрании родитель может просто безучастно сидеть, ожидая окончания мероприятия, или быть погруженным во внутреннюю (или даже, благодаря современным гаджетам, внешнюю) деятельность. Индифферентность не всегда бывает двухсторонней. Иногда она проявляется только с одной стороны и в этом случае достижение положительных результатов осложнено.
Следующие типы взаимодействия — опека и подавление — характеризуются, прежде всего, субъект-объектным характером взаимодействия. При опеке одна из сторон — потребитель, а вторая — передатчик. Здесь формируется потребительская позиция опекаемых. Односторонне-потребительская позиция характеризуется отсутствием общей осознаваемой цели, неготовности вкладываться во взаимоотношение. Подавление — тип взаимодействия, в котором одна сторона оказывает давление на другую, вынуждает к пассивному подчинению. Подавление может быть явным, но, если говорить о взаимодействии педагогов и родителей, чаще всего оно носит скрытый характер. Основными методами выступают указания и предписания, требования. Подавление приводит к напряженности во взаимоотношениях, возникновению отрицательных эмоций, а в дальнейшем часто к конфронтации.
В процессе работы воспитателю приходится примерить на себя все виды общения и от того на каком он остановится во многом будет зависеть результат его работы. Успешное взаимодействие с семьей воспитанников особенно актуально, если у детей имеются проблемы в развитии. Выбирая тип взаимодействия мы, во многом определяем будущие отношения в группе, формируем климат коллектива, а значит и успешность своей работы. Педагогу в любом случаи придётся взаимодействовать с родителями своих воспитанников и каждому придётся выбрать комфортный вид отношений, главное чтобы эти отношения стали гармоничными и были направленны на достижение результатов гармоничного развития детей.