Оксана Воронцова
Конспект по коррекции нарушений познавательной среды.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по коррекции нарушений познавательной среды.
Занятие 1.
Цели:
- снятие эмоционального напряжения;
- определение развития способности сравнения;
- развитие сосредоточенности и концентрации внимания.
Содержание:
1. Мотивация участников к проведению занятия.
2. Упражнение «Муха».
Публикация «Конспект по коррекции нарушений познавательной среды,» размещена в разделах
Не доске рисуется большой квадрат, который разделен на 9 квадратов. Нужно представить муху, которая сидит в центральном квадрате. По команде «вверх» муха перемещается на одно деление вверх, по команде «влево» – на одно деление влево, по команде «вниз» - на одно деление вниз, по команде «вправо» – на одно деление вправо. Далее задаются команды, а дети говорят, в каком квадрате оказалась муха.
1) вверх, вправо, вниз (6).
2) вверх, влево, вниз (4).
3) влево, вниз, вправо (8).
4) вправо, вниз, влево, вверх (5).
5) влево, вверх, вправо, вниз (5).
6) влево, вниз, вправо, вправо (9).
7) вверх, влево, вниз, вправо, вправо, вверх (3).
8) вправо, вверх, влево, влево, вниз, вниз (7).
9) вниз, влево, вверх, вверх, вправо, вправо (3).
10) вниз, вправо, вверх, вверх, влево, влево, вниз (4).
3. Сравнение понятий – выделение существенных признаков при характеристике понятий.
Утро – вечер ворона – воробей
Корова – лошадь волк – луна
Летчик – танкист молоко – вода
Лыжи – коньки ветер – соль
Трамвай – автобус золото – серебро
Озеро – река сани – телега
Река – птица очки – деньги
Дождь – снег ботинок – карандаш
Яблоко – вишня картина – портрет
4. Упражнение «Живая скульптура».
Мимикой и жестами изобразить следующее:
1) яблоко с червяком;
2) птица в гнезде;
3) охотник с собакой;
4) серый волк и красная шапочка;
Группа отгадывает замысел скульптора.
5. Подводятся итоги занятия.
Занятие 2
Цели:
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие логического мышления;
- развитие пространственного и конструктивного мышления;
- развитие концентрации внимания.
Содержание:
1. Мотивация участников к проведению занятия.
2. Игра «Комплимент».
Заключается в том, что все по кругу говорят своему соседу приятные слова (комплимент). Психолог начинает и задает тон.
3. Упражнения на развитие различных видов мышления (см. приложение).
4. Упражнение «Подбери слово по смыслу».
1) Кровать – лежать, стул – (сидеть).
2) Воробей – птица, окунь -.
3) Малина – ягода, девять -.
4) Овца – стадо, буква -.
5) Волк – пасть, птица -.
6) Паровоз – вагоны, лошадь -.
7) Птица – гнездо, человек -.
8) Лошадь – жеребенок, корова -.
9) Пробка – плавать, камень -.
10) Нога – костыль, глаза -.
5. Игра «Путаница».
Все игроки встают в тесный круг и вытягивают вперед правую руку. По сигналу каждый находит себе «партнера по рукопожатию». Сцепившись правыми руками, все вытягивают вперед левую руку. Снова надо найти «партнера по рукопожатию», но не того же самого, кому была протянута правая рука. Когда все руки соединились, образовалась путаница, и теперь группе предлагается ее распутать, не разъединяя рук и никому не причиняя боли. Конечная цель – снова выстроиться в круг.
Занятие 3.
Цели:
- снятие эмоционального и физического напряжения;
- выявление характера логических связей и отношений между понятиями.
Содержание:
1. Мотивация участников к проведению занятия.
2. Упражнение «Волшебный стул».
Ставится стул и предлагается кому – нибудь сесть на него. Лучше первым посадить участника, о котором в группе сложилось общее положительное мнение. Затем о стуле сообщается следующая информация: «Этот стул волшебный. У человека, сидящего на этом стуле, нет недостатков. Все смотрящие на него видят в нем только положительное, только прекрасное. Посмотрите на. Стул замечательно работает, и я вижу, что. очень приятный человек, потом она замечательно выглядит. А что видите вы?» Когда психолог убедится, что стул «работает» верно, можно сажать на него всех желающих.
3. Формирование умений устанавливать связи между понятиями.
Задача состоит в том, чтобы последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий. Детям перечисляют слова, имеющие отношение к определенному предмету. Из общего списка слов надо выбрать два таких, без которых данный предмет не существует.
1) Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты).
2) Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).
3) Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
4) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
5) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
6) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
7) Деление (делимое, карандаш, делитель, бумага).
8) Игра (карты, игроки, штрафы, наказание, правила).
9) Книга (рисунок, война, бумага, дружба, текст).
10) Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
11) Библиотека (город, книги, лекции, музыка, читатели).
12) Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).
13) Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).
14) Мебель (стулья, стол, дерево, сервант, шкаф).
15) Овощи (огурец, свекла, арбуз, морковь, яблоко).
4. Упражнение «Веселые кружочки».
Под музыку необходимо дорисовать в определенной последовательности нарисованные на листке бумаги кружочки.
Занятие 4.
Цели:
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие творческого мышления;
- формирование способностей оперировать смыслом;
Содержание:
1. Мотивация участников к проведению занятия.
2. Упражнение «Графическая музыка».
Под музыку в течение 3 – 4 минут на листе бумаги дети рисуют произвольные линии простым карандашом. Музыка заканчивается. Дети пытаются найти в нарисованных линиях осмысленные изображения, которые выделяют, заштриховывая.
3. Формирование способностей оперирования смыслом.
Инструкция: «Сейчас я прочитаю вам пословицы, а вы попробуйте подобрать к каждой из них подходящую фразу, отражающую ее общий смысл».
1) Семь раз отмерь, один отрежь.
А) если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы;
Б) прежде чем сделать, надо хорошо подумать;
В) продавец отмерил 7 метров ткани и отрезал.
2) Лучше меньше, да лучше.
А) одну хорошую книгу прочесть полезней, чем 7 плохих;
Б) один вкусный пирог стоит десяти невкусных.
3) Поспешишь – людей насмешишь.
А) клоун смешил людей;
Б) чтобы сделать работу лучше, надо прежде всего подумать;
В) торопливость может привести к нелепым результатам.
4) Куй железо, пока горячо.
А) кузней кует горячее железо;
Б) если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать;
В) кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.
5) Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
А) не стоит кивать на обстоятельства, если дело в тебе самом;
Б) хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла;
В) зеркало висит криво.
6) Не красна изба углами, а красна пирогами.
А) нельзя питаться одними пирогами, надо есть ржаной хлеб;
Б) о чьем – либо доме судят не по красивой обстановке, а по гостеприимству и радушию хозяев.
В) один вкусный пирог стоит десяти невкусных.
7) Сделал дело – гуляй смело.
А) если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть;
Б) мальчик вышел на прогулку.
8) Умелые руки не знают скуки.
А) Иван Петрович никогда не скучает;
Б) мастер своего дела любит и умеет трудиться; он не может долго сидеть праздно.
9) Не в свои сани не садись.
А) если не знаешь дела, не берись за него;
Б) зимой ездят на санях, а летом – на телеге;
В) езди только в своих санях.
10)Не все то золото, что блестит.
А) медный браслет блестит, как золотой;
Б) не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством;
В) не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо.
4. Пожелания группе.
«Сегодня я желаю вам.»
Занятие 5.
Цели:
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие способностей сравнения и обобщения;
- развитие концентрации внимания.
Содержание:
1. Мотивация участников к проведению занятия.
2. Упражнение «Счет до десяти».
Дети становятся в круг. По сигналу все закрывают глаза и начинают считать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать надо вместе, но при этом только один человек говорит «один», другой говорит «два» и так далее, если два голоса скажут «четыре», то игра начинается сначала.
3. Упражнение «Что общего и чем отличаются?»
Детям показывают напечатанные на маленьких карточках слова и спрашивают: «Чем похожи друг на друга банан и персик?» Затем к двум первым словам присоединялось слово «картофель». И снова вопрос: «Чем картофель отличается от банана и персика?» И затем: «Что общего между бананом, персиком и картофелем?» Следующим присоединялось слово «мясо». Эту процедуру продолжают до тех пор, пока не получится ряд, состоящий из следующих слов: банан, персик, картофель, мясо, молоко, вода, воздух, камень. Затем тем же способом предлагается детям второй ряд слов: колокольчик, телефон, радио, газета, книга, картина, смущение.
4. Упражнение «Шестерка».
Все участники группы встают в круг. Каждый человек (начиная с ведущего) по очереди называет числа: 1, 2, 3. Запрещается называть числа, содержащие цифры 6 и 9. Если игроку достались эти цифры, он должен молча хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.