Анна Фомина
Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога при разработке индивидуальной программы развития детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня хочется обобщить наш опыт работы в организации коррекционной помощи детям с ОВЗ во взаимодействии специалистов службы психолого – педагогического сопровождения, в состав которой входят: педагог-психолог, три учителя-логопеда, учитель-дефектолог. С сентября 2020 года в ДОУ открыли группы комбинированной направленности, а с 2022 года действует логопункт.
Каковы же общие формы нашего взаимодействия?
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога при разработке индивидуальной программы развития детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Проводим диагностику детей, которая помогает нам выявить и учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка при составлении индивидуальных маршрутов развития на каждого из них.
2. Обсуждаем и планируем работу на год.
Эта работа заключается в том, что мы пересматриваем комплексно- тематическое планирование и корректируем календарное планирование с целью уточнения лексической подборки.
Параллельно нами отрабатываются тематические планирования в пределах своей компетенции.
3. Разрабатываем и реализуем АООП и ИПР, отслеживаем динамику развития обучающихся, оцениваем их успешность в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых коррективов.
4. Планируем консультации с педагогами для того, чтобы все участники образовательного процесса скоординировали и объединили свои действия в организации образовательного, коррекционного и воспитательного процессов.
5. Планируем консультации с родителями с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания и развития интеллектуальной и речевой компетентности у детей.
В течение года взаимодействие между нами осуществляется и в таких формах как проведение открытых занятий, семинаров-практикумов, педсоветы, ведении проектной деятельности, совместных бесед по подведению итогов коррекционно-развивающей работы, изучении методических новинок.
Так как последнее время отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, бедностью содержания коммуникативной, игровой и творческой деятельности, тема эффективного сотрудничества и взаимодействия учителя - дефектолога и учителя - логопеда является актуальной.
Группа наших воспитанников неоднородна: это и дети с ДЦП разной степени выраженности, ребенок с синдромом Дауна, дети с интеллектуальными нарушениями, в настоящее время есть ребенок с крайне редким синдромом - синдром Маугли. Все дети имеют ТНР.
Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому детям с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия, что отражено в индивидуальной программе развития.
Индивидуальная программа развития в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ проходит несколько этапов реализации.
Какова же цель взаимодействия? Повысить результативность коррекционно-развивающей работы на всех уровнях сопровождения.
На предварительном этапе администрация ОО, на основании предоставленных родителями документов, осуществляет предварительную оценку особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ: определяют, в какую группу поступает ребенок, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду.
Диагностический этап
Построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты: учитель – дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель и педагог-психолог.
Целью первичного обследования является изучение особенностей речевого, физического и моторного развития детей, уровня когнитивных процессов, сформированности разных видов детской деятельности, особенностей личностного развития.
Каждый из специалистов принимает участие в обследовании ребенка на своем уровне:
– учитель-дефектолог : проводит изучение особенностей и возможностей развития каждого обучающегося с ОВЗ в соответствии со спецификой сенсорного нарушения, уровнем интеллектуального развития, интеллектуальных нарушений;
-– учитель-логопед : проводит изучение особенностей речевого развития обучающихся с ОВЗ;
На данном этапе идет подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т. д. Основная задача – описание зон актуального и ближайшего развития, определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности специалистов являются самыми актуальными.
Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка». Изучение каждого процесса происходит с помощью различных диагностических методик.
Следующий этап. Организация деятельности ППк: обсуждение заключений специалистов, принятие коллегиального решения о необходимости разработки ИПР, определение конкретных образовательных условий.
Каждый специалист консилиума вносит собственное понимание в целостную картину обучения и воспитания «особого» ребенка:
Учитель-логопед уточняет уровень развития наиважнейшего компонента психического развития как речевое развитие.
Учитель-дефектолог определяет адекватные возможностям ребенка специальные условия и форму обучения, в рамках данной образовательной организации, определяет соответствие сформированности образовательных навыков и умений образовательной программе.
Затем педагогами разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка.
При разработке ИПР специалисты совместно определяют:
-временные границы реализации ИПР (чаще на 1 год, редко полугодие)
- формулирование целей и приоритетных задач в рамках реализации ИПР
Если основной целью в направлении развития и социализации ребенка является Освоение Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР, то общей и приоритетной задачей на период реализации ИПР будет: Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью устранения и уменьшения недостатков речевой деятельности, речемыслительной деятельности, коммуникативной деятельности. и (Т. е. приоритетная задача и ведущий специалист определяется в зависимости от АООП ДО)
- Определение основных направлений работы при реализации ИПР.
Коррекцию интеллектуальных нарушений осуществляет учитель-дефектолог по следующим направлениям:
- коррекция и развитие ВПФ;
- Развитие крупной и мелкой моторики, развитие графомоторных навыков, развитие тактильно-двигательного восприятия. Кинестетическое и кинетическое развитие;
-развитие сенсорного восприятия;
- развитие элементарных математических способностей;
-формирование пространственно-временных отношений.
- расширение кругозора, формирование представлений о предметах и явлениях;
-Оценка интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Задачи работы учителя-логопеда
- Развитие артикуляционной моторики
- Формирование звукопроизношения
- Развитие фонематического слуха
- Развитие слоговой структуры слова
- Развивать импрессивную речь. Расширять пассивный словарь по лексической теме:
- Формирование грамматических конструкций
- Развитие связной речи
- Развитие психологической базы речи: «Угадай кто сказал?» «Чего не стало?».
-Составление тематического планирования коррекционно-развивающих занятий согласно результатам диагностики и направлениям работы.
Так, при составлении тематического планирования дефектологом и логопедом подбираются одни и те же лексические темы, причем содержание лексических тем для каждого ребенка индивидуально в соответствии с уровнем его актуального развития. Соблюдаются единые требования к процессу самих занятий. Определяются единые пальчиковые гимнастики, физминутки и т. д.
Совместно, при необходимости, в индивидуальную программу развития вносятся изменения и корректировки.
Одновременно с учителем – логопедом намечается, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.
Этап корректировки предполагает возможность внесения необходимых изменений в программу коррекционной работы, в условия и форму обучения, применяемые методы и приемы работы. Внесение корректировок может осуществляться раз в полугодие (при необходимости чаще) и должно фиксироваться протоколом заседания психолого-педагогического консилиума.
Вся коррекционная работа в ДОУ осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальной деятельности не имеет формальный характер. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с программами : «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (Е. А. Стребелева, «Подготовка к школе детей с ЗПР» (С. Г. Шевченко, в рамках каждой задачи педагоги определяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка :
Таким образом, согласованность действий учителя-дефектолога, учителя-логопеда и позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.