Светлана Янтудинова
Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса и учителя-логопеда в школе-интернате для обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
Эффективность коррекционно-воспитательной работы с детьми с ДЦП во многом зависит от качества взаимодействия всех участников образовательного процесса : педагогов, медицинских работников, родителей и самих обучающихся. Все специалисты, составляющие многопрофильную команду, придерживаются единой концепции, заключающейся в понимании реабилитационно - воспитательного процесса как совместной деятельности.
Публикация «Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса и учителя-логопеда в школе-интернате для обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Организованная совместная деятельность учителя-логопеда, родителей и детей является оптимальной, если она реализуется нетрадиционно, так как в этом случае она предусматривает максимальную активность участников процесса. Совместная работа с родителями направлена не только на развитие детей и обобщение приобретенных знаний, но также способствует формированию адекватного отношения родителей к своему ребенку, освоению верной педагогической позиции.
С этой целью учителем-логопедом проводятся для родителей:
• консультации на темы: «Учимся писать», «Готовим руку к письму», «Развиваем память», «Упражнения для развития артикуляционной моторики», «Учимся рассказывать» и мн. др;
• родительские собрания в форме: мастер-класса( «Изготовим елочную игрушку», «Ориентируемся на листе бумаги»); тренинг-игр («Поведение ребенка», «Я желаю вам добра», «Войди в круг» и др.);
• проекты по темам: «Семейные ценности и традиции», «Времена года», «Мой город» (оформлялись фотоальбомы и презентации, изготавливались поделки, проводились экскурсии, викторины, тематические вечера, конкурсы рисунков и др.);
• открытые занятия по темам: «Дикие животные зимой», «Понятие звука и буквы», «Путешествие в страну букваря» и др. ;
• мероприятия, посвященные праздникам с участием родителей : «День мамы», «День отца», «8 Марта», «День защиты детей», «Прощай, осень!» и др. ;
• анкетирование по проблемным вопросам: «Готовность ребенка к поступлению в школу», «Здоровый образ жизни», «Приобщение ребенка к художественной литературе», «Развитие речи в семье»;
• театрализованные представления по сказкам: «Бычок-смоляной бочок», «Курочка Ряба», «Сказка о глупом мышонке» и др. ;
Как показывает практика, тесное взаимодействие учителя –логопеда и семьи является одним из необходимых условий для полноценного развития детей с ДЦП, которое повышает педагогическую компетентность родителей, их уверенность в себе и в своем ребенке.
Организованная совместная деятельность учителя-логопеда с другими специалистами школы-интерната № 7 является одним из важных направлений в работе педагога. Тесная взаимосвязь всех специалистов возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и
четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.
Модель взаимодействия специалистов
Принципы
• Комплексность
• Единство требований
• Системность
• Преемственность
• Дифференцированный подход
Совместно проведенная всеми специалистами оперативная диагностика обусловила разработку специального комплекса медицинских, психолого-педагогических и социальных мероприятий для каждого обучающегося. Согласно концепции нашего учреждения на каждого воспитанника разрабатывается индивидуальный маршрут обучения и воспитания, который утверждается на реабилитационном совете (ПМПК на местном уровне).
Трансдисциплинарный подход четко отражается в создании адаптивных коррекционно-развивающих программ, совместно проведенных семинаров, мастер-классов, а так же в тетрадях взаимодействия специалистов.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы, главным образом, зависит от контакта педагога с воспитанником. Совместные различные мероприятия сближает взрослого и ребенка, создают положительный и эмоциональный настрой, развивают познавательную активность. Участие учителя-логопеда в следующих мероприятиях:
• Театрализованная деятельность (спектакли «Не обижайте муравья», «Гуси-лебеди», «Айболит»; кукольный театр, инсценировки);
• Проектная деятельность («Город мой родной», «Золотая осень», «Моя семья»);
• Подготовка к конкурсам («Конкурс чтецов», «Конкурс песни», «Лучшая поделка», «Лучший рисунок», «Мой питомец» и др.);
• Подготовка к концертам («День добра», «День матери», «День Учителя», «8 Марта» и др.);
• Подготовка к тематическим вечерам («Литературная гостиная», «Масленица широкая», «Наурыз», «День святого Валентина», «День именинника» и др.);
• Газетное дело.
Дети нашего учреждения живут активной, интересной жизнью: участвуют в конкурсах и выставках детского юношеского творчества, посещают театры, различные предприятия, знакомятся с профессиями. Много лет продолжается дружба с некоторыми школами города : организуем экскурсии, развлечения. Это первые шаги на пути к настоящей социальной интеграции.