Наталья Владиславовна Тарасова
Взаимодействие традиций и инновационных технологий в этнокультурном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на областном заседании педагогов дополнительного образования
Т. К. Клименко в статье «Традиции и инновации в педагогическом образовании» отмечает, что инновационные процессы входят в противоречие с существующей традиционной подготовкой, однако между ними имеется диалектическая взаимосвязь, и можно утверждать, что в последнее десятилетие в педагогическом образовании сосуществуют две тенденции развития образования – традиционная и инновационная.
Публикация «Взаимодействие традиций и инновационных технологий в этнокультурном образовании» размещена в разделах
Традиция — (от лат. traditio — передача, элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющие в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции «впитываются» человеком с детства. Возникшие в глубокой древности традиции играют огромную роль в воспитании и образовании новых поколений.
Понятие «инновация» вошло в обиход в XIX веке и первоначально обозначало внедрение элементов одной культуры в другую.
Существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, выведенные из богатого традициями прошлого. Это обусловлено тем, что человеческая деятельность развивается и находится в состоянии непрерывного возобновления. Однако прогрессивные традиции в концентрированном виде удерживаются и сохраняются, но в новом контексте. Поэтому традиции и инновации сосуществуют в неразрывном единстве, под которым следует понимать их гармоничное взаимодействие.
Формирование и развитие системы этнокультурного образования стало одним из приоритетных направлений в условиях многонационального региона. И наша Ишеевская основная общеобразовательная школа Ульяновского района не является исключением. Здесь обучается 256 учащихся, из них русских – 163, татар – 48, чуваш – 41, мордвы – 1, украинцев – 1, бурят – 2.
Цель моей работы заключается в пробуждении у обучающихся живого интереса к изучению культуры народов Поволжья, формирование человека- патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью, при которой решаются следующие задачи: изучение прошлого и настоящего Ульяновского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в регионе; формирование и сохранение семейных ценностей и традиций; активизация поисковой деятельности учащихся; воспитание чувства гордости за свой многонациональный народ, его культурное наследие.
Основными принципами построения моей работы является: тесное сотрудничество детей, руководителя и семей учащихся; единство образовательной и воспитательной работы с детьми в сочетании с учетом индивидуальных и возрастных особенностей; соблюдение добровольности участия в деятельности, дифференциация детей по интересам и направленности на определенный вид деятельности.
В ходе изучения занятий по программе дополнительного образования «Чувашская история и культура» реализуются межпредметные связи (русский язык и литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, технология, что служит средством гармоничного развития учащихся.
На занятиях используется техническое оснащение : компьютер, мультимедиа, магнитофон, аудиозаписи народных мелодий разных национальностей. В целях укрепления учебно-материальной базы ежегодно происходит пополнение кабинетов новыми наглядными пособиями, техническими средствами, инструментами.
При использовании материалов к урокам в сети Интернет обнаружила, что есть на сайтах («Одноклассники», «ВКонтакте») различные группы «Чувашская кухня», «Музыка на чувашском языке», «Чувашская одежда», «Изучаем чувашский язык» и многое другое, что помогает в работе и при подготовке к конкурсам и мероприятиям. Такое разнообразие форм работы способствует вовлечению детей в систему национального образования, способствует формированию национального сознания, раскрытию творческого потенциала учащихся.
В работе активно использую связь с другими учреждениями: школьный и районный музеи, Дом детского творчества, музыкальная школа, Центр культуры и досуга, детская и районная библиотеки, музей им. И. Я. Яковлева в г. Ульяновске.
Отрадно заметить, как в результате нашей работы повышается интерес детей к изучению культуры своего народа. Своеобразным итогом является наше активное участие в общешкольных, районных и областных мероприятиях таких, как фестиваль детского чувашского народного творчества «САРПИКЕ» (чувашская красавица, «Путене» (Перепелочка, которые проводятся ежегодно, в конкурсах сочинений «Мой любимый родной язык - народной мудрости родник», «Национальные новогодние елки», активное участие принимаем на празднике земли и плуга «Сабантуй» и «Акатуй».
Успех организации внеклассной работы во многом зависит от методического мастерства педагога, его умения определить содержание, цели и задачи внеклассной работы. Также подобрать соответствующий материал к нему, преподнести его воспитанникам в доступной и занимательной форме. Я, как педагог-организатор, как заместитель директора по воспитательной работе МОУ Ишеевской ООШ, выполняю педагогическую и творческую работу особого рода. Мне необходимо многое уметь и быть сценаристом, постановщиком, заранее знать, что сделать для того, чтобы на большой площадке не «затерялся» ни один исполнитель и его было всем видно и слышно, и многое другое.
Мне, как организатору, важно учесть отношение детей к таким формам досуга и стремиться к тому, чтобы ребята получали наибольшую возможность развития и обогащения своего интеллектуально-творческого потенциала. При подготовке к празднику «заражаю» детей праздничным настроением, несу его в себе, готовясь вместе со всеми к празднику. Очень важно, чтобы дети при этом испытывали:
• ощущение личной причастности;
• стремление к широкому общению с другими людьми;
• особый эмоциональный настрой, вызванный общественным настроением.
Совокупность этих понятий и создаёт праздничную ситуацию в конкретном детском обществе, что является очень важным педагогическим моментом деятельности педагога.
Использованные источники:
1. https://www.ulraion.ru/storage/text/yprobr/d34ecd7dedbba033a73656a63b94ab9b.rtf
2. https://borytko.nm.ru/papers/subject5_3/kulikova.htm
3. https://sociosphera.com/publication/conference/2013/179/igra_i_igrushki_v_etnokulturnom_obrazovatelnom_prostranstve_doshkolnyh_uchrezhdenij/
4. Дополнительная образовательная программа «Чувашская история и культура» (автор Тарасова Н. В., Ишеевка, 2013)