Евгения Кузина
Взаимодействие семьи и ДОО в современной системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие ДОУ с родителями строится на основе многих нормативных актов. Среди них нормы как международного права, так и федерального уровня, которые содержат статьи, касающиеся образования и воспитания детей.
Декларация прав ребенка провозглашает права ребенка в области образования, воспитания, обеспечения, духовного и физического развития независимо от критериев (раса, цвет кожи, национальности, вероисповедания и прочее). Документ призывает родителей, общественные организации, правительство признать права детей и содействовать их исполнению. Принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года.
Публикация «Взаимодействие семьи и ДОО в современной системе дошкольного образования» размещена в разделах
Декларация содержит 10 социальных и правовых принципов, касающихся благополучия и защиты детей на международном уровне.
Принцип 7: Всем детям предоставляется право на бесплатное обучение. Она имеют право развиваться и играть. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для родителей, которые несут ответственность за образование и воспитание ребенка.
Семейный кодекс РФ принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года (ред. от 06.02.2020). Является основным нормативным правовым актом, регулирующим семейные отношения на территории РФ.
Ст. 63.1 Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Закон об образовании от 29.12.2012г. №273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21.12.2012 года. Одобрен Советом Федерации 26.12.2012 года. Основополагающий документ в сфере образования.
Ст. 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
2. Органы государственной власти и местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции и нарушений их развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г. №1155 (вступил в силу с 01.01.2014 года).
Во ФГОС взаимодействие ДОО с родителями и законными представителями понимается как установление партнерских отношений, которые позволяют объединить усилия для образования и воспитания детей, создать условия для совместных интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию новой информации.
Основные направления взаимодействия педагогов ДОУ с родителями в соответствии с ФГОС ДО:
1. Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей с целью выявления интересов и потребностей родителей, а также согласования воспитательных воздействий на ребенка.
2. Информирование родителей с целью ознакомления с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяет оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя.
3. Консультирование, просвещение и обучение родителей с целью повышения общей, педагогической и правовой культуры, оптимизации стиля семейного воспитания через реализацию двух направлений работы:
- информационный - знакомство родителей с особенностями развития ребенка, режимом работы детского сада, с содержанием и методикой воспитательного процесса, привлечение к совместным мероприятиям;
- обучающее, практикоориетированное - формирование у родителей опыта руководства детской деятельностью и общением, гуманизация детско-родительских отношений.
4. Совместная деятельность педагогов и законных представителей ребенка. Участие в организации предметно-развивающей среды и воспитательно-образовательного процесса, в осуществлении деятельности и т. д.
Воспитание детей в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ "Об образовании" (ст. 18 п. 1) определяется, что родители являются первыми педагогами детей. На родителей возлагается обязанность заложить основы нравственного, интеллектуального, физического развития личности ребенка. Признание приоритета семейного воспитания государством требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно взаимодействия, сотрудничества и доверительности.
Проблема взаимодействия семьи и детского сада в настоящее время является очень актуальной. Изменившаяся современная семья (социальное и финансовое расслоение, обилие информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые способы взаимодействия между субъектами дошкольного образования.
Современная система дошкольного образования включает в себя 3 субъекта: родители, ребенок и дошкольная организация.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, осуществляемой с помощью общения. Семья и детский сад должны стремиться к созданию единого развивающего пространства для ребенка.
У родителей и педагогов единые задачи и цели: сделать так, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, чтобы в будущем они смогли реализовать себя как личность.
Ребенок находится в точке пересечения семейной и общественной системы детского сада. Для гармоничного развития личности необходимы оба компонента, а главное их совместная работа.
Для организации работы с семьей необходимо соблюдать основные принципы:
- открытость ДОУ для каждой семьи;
- сотрудничество родителей и педагогов в воспитании детей;
- выяснение проблем в развитии и воспитании ребенка.
При работе с родителями образовательное учреждение составляет планирование, придерживаясь следующих этапов:
1) Продумывание формы работы и содержания. Необходимо выяснить в каких вопросах семье нужна помощь, поддержка, консультация.
2) Установка доброжелательных отношений между педагогами и родителями.
3) Формирование более полного образа ребенка у родителей (информация об общении со сверстниками, его отношение к труду и другое).
4) Ознакомление воспитателя с проблемами в семье.
5) Совместное исследование и формирование личности ребенка родителями и воспитателями. На данном этапе выбираются и планируются формы взаимодействия.
Существует множество форм взаимодействия родителей и педагогов ДОУ. Они отличаются по способу общения, количеству задействованных семей, цели использования.
Современные формы работы с родителями в ДОУ:
Информационно-аналитические - выявление потребностей, запросов, интересов родителей, уровня их педагогической грамотности. К ним относятся: проведение социологических опросов, анкеты, индивидуальные беседы, различные картотеки, переписки (электронная помощь, соцсети, мессенджеры).
Познавательные - ознакомление родителей с особенностями дошкольников (возрастными, психологическими, физиологическими, формирование практических навыков воспитания: семинары-практикумы, проведение собраний, педагогическая гостиная, мини-собрания, проектная, исследовательская деятельность, интернет-журнал.
Досуговые - установление эмоционального контакта между родителями, детьми, педагогами. Могут использоваться: выставки работ родителей и детей, мастер-классы, семинары, совместные досуги, праздники, дни добрых дел, КВН.
Наглядно-информационные - ознакомление семей с работой детского сада, особенностями воспитания детей: электронные газеты, стенгазеты, открытые занятия, буклеты.
Наряду с нетрадиционными, также применяются и традиционные формы работы с родителями: индивидуальные беседы, общие и групповые родительские собрания, открытые занятия, уголки для родителей, папки-передвижки.
В работе с родительскими группами воспитателями активно используются разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные. Это позволяет сделать общение с родителями интереснее, разнообразнее, привлечь к нему как можно больше родителей.
Взаимодействие родителей и педагогов строится на принципах: взаимного доверия и уважения; соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям; учет индивидуальных особенностей семьи; сочетания индивидуального подхода к каждой семьи и организации работы со всеми родителями группы; взаимосвязь разных форм работы; одновременного влияния на родителей и детей.
Таким образом, учеными замечено, что систематическая работа по развитию мелкой моторики на ряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются слух, зрение, память, внимание.
Развитие навыков мелкой моторики у детей дошкольного возраста важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь потребует от ребенка владения точными, координированными движениями пальцев и кистей, необходимые для выполнения множества разнообразных бытовых и учебных действий (например, одеваться, рисовать, писать).
Существует множество форм взаимодействия родителей и педагогов ДОУ. Они отличаются по способу общения, количеству задействованных семей, цели использования: информационно-аналитические; познавательные; досуговые; наглядно-информационные.