Екатерина Бондарева
Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей.
Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития
личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями.
Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь,
Публикация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
«родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Что сегодня должны учитывать педагоги дошкольного образования в
данном направлении работы («Взаимодействие детского сада с семьей»)
в рамках реализации ФГОС ДО?
Выход один
–1) включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом, 2) изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье.
Цель педагогов
– создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.
Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит
от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС
ДОУ обязано:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в
Образовательную деятельность;
•
- обеспечить открытость дошкольного образования;
•
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности;
•
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
•
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов
совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
•
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Цель дошкольного учреждения:
- стремление помочь родителям приобрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей.
Задачи детского сада :
•«повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь,
привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
•При взаимодействии работы двух структур необходимо учитывать
дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный
статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень
заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
•создать единое пространство
•развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками
полноценного воспитательного процесса.
Задачи педагогов
•Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить
компетентность родителей (ФГОС)
•Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
•Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов,
эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.
•Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их
воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных
педагогических возможностях.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают.
Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
В связи с этим возникает необходимость по иному взглянуть
на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном воспитании дошкольников.
Основные принципы партнёрства ДОУ и семьи
1. Доброжелательный стиль
общения педагогов с родителями (создание
партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)
2. Индивидуальный подход (в ежедневном контакте воспитателя, когда
родители приводят и забирают детей). Индивидуальный подход важно применять не только работая с детьми, но и взаимодействуя с родителями. Хороший педагог всегда должен владеть ситуацией и чувствовать настроение родителей. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации
3. Динамичность
Современный детский сад – это развивающееся, а не функционирующее учреждение. Важно, чтобы педколлектив мобильно реагировал на изменения социального состава родителей, на их запросы в области воспитания, и в зависимости от потребностей изменял направления и формы работы ДОУ с семьей.
Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в д/саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
4. Открытость
(посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как и чем занимается их ребенок).
5. Сотрудничество, а не наставничество. (Сотрудничество -это общение "на
равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать,
оценивать).Учитывая основные принципы партнерства мы должны научить педагогов «Правилам построения эффективного общения».
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои
закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые
15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих
первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы
расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три
психологических плюса.
Самые универсальные
– это:
Улыбка,
Имя собеседника
Комплимент.
-Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны
демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен
это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека –это самый сладостный и самый важный для него звук на
любом языке. Важно использовать имя
-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
В общении наиболее применим косвенный комплимент:
мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: цветоводу – новый цветок, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в
отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит
акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и
только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Так же нужно учитывать сферу осознанного общения (жесты, мимика,
пантомимика, смысл слов) каждый педагог должен учитывать позицию
общения.
Я хороший - ты плохой (позиция сверху)
Я плохой - ты хороший (позиция снизу)
Я хороший - ты хороший (позиция на равных)
Конечно, при построении общения педагоги должны научиться общаться на
позиции равных.
4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
1. Познавательное направление
2. Информационно-аналитическое направление
3. Наглядно- информационное направление
4. Досуговое направление. Познавательное направление- направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Информационно-аналитическое направление- направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Досуговое направление- призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Воспитательные и образовательные функции семьи и ДОУ различны, но
для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Важным условием преемственности является установление
доверительного делового контакта между семьей и детским садом.
Использование разнообразных форм работы помогает родителям из
«зрителей» и «наблюдателей» становится активными участниками
образовательного и воспитательного процесса их детей.
Формы работы с родителями
1. Клубы для родителей и детей
Цель: установление между детьми, родителями и педагогами
доверительных отношений. Клубы для родителей по разным
направлениях
2. Выпуск журнала.
ЦЕЛЬ: информирование родителей о жизни дошкольного учреждения, а
так же советы по воспитанию и обучению дошкольников
3. День добрых дел
Цель: оказание помощи детскому саду. В учреждении стало традицией проведение Дней добрых дел. Педагоги, родители, дети участвуют в благоустройстве территории, ремонте оборудования, изготовлении пособий, дидактических игр.
4. Родительские собрания
Цель: Обсуждение общих организационных вопросов совместной
работы всего дошкольного учреждения, ознакомление родителей с
содержанием, задачами и методами воспитания детей в условиях
детского сада и семьи.
5. Совместные экскурсии: в библиотеку, аптек у, почту, на бульвар
строителей – экологическое воспитание и т. д. Цель приобщить
родителей к жизни дошкольного учреждения.
6. Дни открытых дверей
Цель : предоставление родителям возможности увидеть стиль общения
педагогов с детьми, «включиться» в общение и деятельность детей и
педагогов. На день открытых дверей стараемся сделать так чтобы
родители не были пассивными
наблюдателями, а активно приняли участие в работе с детьми, проводят занятия и режимные моменты или мастер – классы с педагогами по ручному труду.
7. Встречи с интересными людьми: Цель повысить престиж родителей,
знакомство детей с разными видами профессий. Проведение
родителями образовательной деятельности. Цель совершенствовать
навыки воспитания и обучения детей дошкольного возраста
8. Праздники для детей и родителей
Цель : предоставление детям и родителям возможности общения в непринужденной, радостной обстановке. Совместные праздники и развлечения доставляют детям удовольствие от общения, содержательного взаимодействия с родителями и сотрудниками детского сада
9. Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.
В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей.
10. Учитывая занятость родителей, используются и и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Вечера вопросов и ответов. Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение.