лариса башкатова
Взаимодействие с семьёй через организацию проектной деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Новосибирская классическая гимназия № 17»
(дошкольное отделение)
Тема: Взаимодействие с семьёй
через организацию проектной деятельности в детском саду
Выполнила: Башкатова Л. Н.
Новосибирск 2019
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования – 17 октября 2013 года был утвержден федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Публикация «Взаимодействие с семьёй через организацию проектной деятельности в детском саду» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Который вместо передачи суммы знаний, направлен на развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Уделяется особое внимание взаимодействию родителей, воспитателей и детей, семья становится реальным участником педагогического процесса, ребёнок рассматривается как самостоятельная, уникальная, индивидуальная личность.
Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимодополнение Дошкольного отделения и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Новый стандарт указывает на то, что вся система дошкольного воспитания должна работать на ребенка, строиться вокруг его интересов, что главная особенность организации непосредственно образовательной деятельности –
• это уход от учебной деятельности (занятий,
• повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
• включение в процесс эффективных форм работы с детьми.
Признано, что действенной формой повышения воспитательной культуры родителей и модернизацией информационно-просветительской функции сотрудничества может считаться один из методов активного обучения — метод проектов.
В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей.
В практике дошкольного учреждения используются следующие типы проектов :
• творческие,
• исследовательские
• информационные
каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.
Дети учатся объединяться в пары, подгруппы, приобретают навыки сотрудничества, вместе обсуждают пути осуществления замысла, поэтапно планируют и согласовывают свои действия, распределяют между собой обязанности и задания, помогают друг другу, выбирают адекватные способы решения.
Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно.
СЛАЙД 2
Д о 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне.
Алгоритм действий
1-й шаг — интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение проблемы педагогом.
2-й шаг — определение взрослым цели проекта, его мотивация.
З-й шаг — привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.
4-й шаг — совместное движение взрослых и детей к результату.
5-й шаг — совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен терпеливо выслушивать педагога и сверстников.
СЛАЙД 3
1-й шаг — выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
2-й шаг — совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
З-й шаг — планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.
4й шаг — выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.
5-й шаг — обсуждение результата, хода работы, действий каждого выяснение причин успехов и неудач.
6-й шаг — совместно с детьми определение перспектив проектирования
Можно видеть, что на втором этапе активность педагога несколько снижается. Он не столько формирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей воспитанников. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить цели и задачи.
СЛАЙД 4
Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в Дошкольном отделении– сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами дошкольного отделения.
Какова же роль родителей в проектной деятельности?
Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей.
Привлечение родителей к реализации проектов в Дошкольном отделении обусловлено несколькими причинами:
Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения.
Без участия родителей не может осуществиться ни один проект
В начале каждого уч. года на родительском собрании мы предлагаем родителям план работы на год, в котором также прописаны запланированные экскурсии. Перед собранием мы с детьми обсуждаем, где бы мы хотели побывать и что увидеть. Предлагаем несколько вариантов и дети сами выбирают. Потом доводим информацию до родителей и вместе обсуждаем, и планируем экскурсии.
СЛАЙД5
Задачи взаимодействия с родителями : работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
СЛАЙД 6
Как родители могут участвовать в проектной деятельности и оказать посильную помощь своему ребёнку
Формы участия родителей в проектной деятельности :
1. Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.
2. Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации (написание доклада, поиск художественной литературы).
3. Организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т. д.
4. Техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций. Ведётся накопление материала для «Истории нашей группы»
Опыт работы показал, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Самое важное- совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.
Один из наиболее эффективных способов разработки тематических проектов связан с использованием, так называемой «модели трех вопросов».
Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса: • Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Что нужно сделать, чтобы узнать?
Расскажу на примере проекта «Лошадь – помощник и друг человека»
Было организовано катание на лошадях и у детей возникли вопросы
СЛАЙД7
Сначала воспитатель начинает общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении.
Ватман выносится в приёмную, чтобы родители могли видеть, кто из детей какие вопросы задаёт, что им интересно
СЛАЙД 8
Также пишем объявление или письмо для родителей о проекте и приглашаем принять активное участие. С некоторыми родителями обговариваем конкретные вопросы.
Сотрудничество с родителями по проекту начинается с ВОПРОСА КАК УЗНАТЬ?
Условно проектную деятельность в Дошкольном возрасте можно разделить на две группы:
Проекты по инициативе воспитателей
В Дошкольном отделении организована творческая группа - Совет педагогов, которая предлагает темы проектов и разрабатывает положения по их реализации. Положения разрабатываются с учётом возможностей
Проекты по инициативе детей
Типы проектов
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Виды проектов в ДОУ :
Творческие
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и
задачи.
Информационные
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Исследовательские проекты
Слайд 9-21
В нашей группе реализуется долгосрочный проект, рассчитанный на 2 года, «Знакомство с г. Новосибирском посредством экскурсий»
Мы посетили с детьми музей «Мир природы»; побывали в областном кукольном театре, на ипподроме, на шоколадной фабрике, гончарном производстве, резиденции Д. Мороза
Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса.
В воспитательно-образовательном процессе Дошкольного отделения проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.
Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности : собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.
Эффективность работы Дошкольного отделения зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.
Слайд 22
Именно с помощью родителей обновляется развивающая предметно пространственная среда в группе. Где основное место занимают рукотворные игрушки из различных материалов.
Родители, дети и педагоги не только принимают участие в совместной деятельности, но и видят результат совместного труда, что способствует эмоциональному сближению, формированию целостного чувственного опыта. Тем самым родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса.
Обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения в этом.