Галина Позигун
Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию психофизиологической готовности дошкольников к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Комарова Т. И. магистр психологии,
педагог-психолог МБДОУ №5, г. Усть-Лабинск.
Бондаренко Г. Н.
Воспитатель МБДОУ №5, г. Усть-Лабинск.
Взаимодействие с семьями воспитанников по успешному формированию психофизиологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию психофизиологической готовности дошкольников к обучению в школе» размещена в разделах
Аннотация. В статье рассмотрены основные критерии, входящие в понятие психофизиологическая готовность к школьному обучению. А так же успешный опыт взаимодействия воспитатель-специалист-семья по коррекции и предупреждении задержки в развитии критериев психофизиологической готовности к школьному обучению. Статья будет полезна воспитателям, психологам, родителям старших дошкольников.
Ключевые слова. Психофизиологическая готовность к школьному обучению, старшие дошкольники.
Вопросы готовности дошкольника к обучению в школе не теряют своей актуальности. Родителей всегда интересовали и будет интересовать вопросы: «Готов ли малыш к школе? Справиться ли ребёнок с нагрузкой? Сможет ли подружиться с новыми ребятами? Не будет ли слишком уставать? Будет ли ему там интересно?» т. д. Помочь родителям разобраться в этих вопросах должны в дошкольном образовательном учреждении [3]. В педагогике выделяют три направления готовности ребёнка к школе :
-морфологическое (вес и размер тела, смена зубов);
-физиологические (моторика, чувство времени, работоспособность/утомляемость);
-психологическая (мотивация, самоконтроль, коммуникативные навыки, ВПФ).
Старший дошкольный возраст характеризуется как возраст резкого роста и развития. После относительно плавного и постепенного развития от рождения до 5,5 лет ребёнок вступает в фазу бурного роста и развития. Происходят яркие, значительные изменения как в физиологических, так и в психологических параметрах. Ребёнок всё больше становится похожим на взрослого. Происходит смена познавательных интересов ребёнка в сторону интеллектуальных игр и заданий [1].
В психологии и педагогике выделяют основные критерии психофизиологической готовности :
-развитие мелкой моторики;
-пространственная ориентация;
-координация в системе глаз-рука;
-самоконтроль и самоорганизация.
Родителям для домашних заданий раздаются рекомендации по направлениям:
-развитие мелкой моторики (обведи по образцу, обведи по точкам, обведи по контуру, аппликации из природных материалов, аппликации из цветной бумаги, мозаика, конструирование, лепка по сюжету персонажей сказки);
-пространственная ориентация (игры нелепицы, чтение ранее изученных произведений с допущением ошибок, сюжетно-ролевая игра в модельера одежды, игра «круги сезонов», игры на ориентирование на местности и в пространстве помещений)
-координация в системе глаз-рука (графические диктанты, упражнения на гимнастической скамейке. Упражнения с гимнастическими палками и обручами, рисование в технике набрызг, раскраски по номерам и символам, лабиринты, межполушарные доски);
-самоконтроль и самоорганизация (выполнение со сменой заданий по времени, контроль навыков самообслуживания дома, рекомендации по соблюдению режима дня дома).
В нашем саду в старшей и подготовительной группах занятия направлены на развитие всех параметров развития ребёнка, необходимых для формирования психофизиологической готовности к школьному обучению. Однако, для некоторых ребят (часто пропускающих, детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных, замкнутых, детей из двуязычных семей) занятий только лишь в детском саду недостаточно. Этот факт определил наше тесное взаимодействие с семьями ребят из групп старшего дошкольного возраста. Не менее 2-х раз в год, начиная со старшей группы проводятся тематические родительские собрания с привлечением специалистов (медики, психолог, логопед). Ежемесячно обновляются материалы на информационных стендах для родителей в каждой группе. Психолог и логопед ежеквартально осуществляют мониторинг динамики развития каждого ребёнка старшей и подготовительной групп. Результаты мониторинга передаются воспитателям с разработками игр, заданий и упражнений, которые необходимо проводить с детьми для своевременной коррекции и профилактики задержки развития по какому-либо показателю.
Таким образом, тесное взаимодействие Воспитатель-Специалист-Семья способствует гармоничному развитию психофизиологической готовности ребёнка к школе. Предотвращает задержки в развитии. Повышает интерес семьи к нормам и закономерностям развития ребёнка и их педагогическую грамотность. А также гармонизирует отношения в семье.
Список использованной литературы:
1. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе : Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с: ил. - (Подготовка детей к школе);
2. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. – СПб. : Питер, 2016. – 256 с.
3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб. : Питер, 2016. – 208 с.
4. Бабкина Н. В. Оценка психологической готовности детей к школе : Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М. : Айрис-пресс, 20017. – 144 с.