Ирина Стрельченко
Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию первоначальных учебных умений и навыков у дошкольников
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации дошкольников к школьным условиям – наша общая цель. Общая цель – это работа детского сада, начальной школы и семьи. Поэтому тему своего выступления я обозначила: «Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию первоначальных учебных умений и навыков у дошкольников».
Слайд 2
Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию первоначальных учебных умений и навыков у дошкольников» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Поэтому в работе с родителями определены следующие цели и задачи Слайд 3
С введением ФГТ изменился подход к образовательному процессу в детском саду. Из него была исключена учебная деятельность, как несоответствующая закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Но это не значит, что детский сад перестал готовить детей к обучению в школе, просто изменились формы и методы формирования предпосылок учебной деятельности. В данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Введение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования впервые были обозначены итоговые результаты образовательной работы с детьми дошкольного возраста : это интегративные качества, (Слайд 4) среди которых, принципиально новый результат – выпускник ДОУ овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Предпосылки учебной деятельности начинают формироваться со второй младшей группы детского сада в различных видах деятельности слайды 5,6,7,8
2-я младшая группа
• Умеет выполнять пошагово инструкцию взрослого.
Здоровье и Физическая культура
Стремится к постановке цели при выполнении физических упражнений; способность правильно реагировать на инструкции взрослого в освоении новых двигательных умений, культурно-гигиенических навыков и навыков ЗОЖ.
Безопасность
Старается действовать по инструкции взрослого в стандартной опасной ситуации.
Чтение художественной литературы
Исполняет наизусть короткие стихотворения, произведения малых форм. Слушает и слышит (отвечает на несложные вопросы по содержанию прочитанного) взрослого.
Коммуникация
Относит к себе и понимает речь взрослого, обращенную к группе детей. Адекватно реагирует на обращение действием и доступными речевыми средствами. Эмоционально-положительно реагирует на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь маме, папе, воспитателю, на необходимость регулировать свое поведение.
Познание
Строит несложные конструкции по образцу, предлагаемому взрослым.
Музыка
Не отвлекается во время музыкально-художественной деятельности.
Художественное творчество
Начинает овладевать умением слушать взрослого и выполнять его инструкцию.
Средняя группа
• Умеет действовать по простому правилу или образцу при постоянном контроле со стороны взрослых.
Физическая культура
Способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, правила ЗОЖ, понимать указания взрослого, образно интерпретировать их.
Безопасность
Действует по инструкции взрослого в стандартной опасной ситуации.
Коммуникация
Придерживается основных норм и правил поведения при напоминании взрослого или сверстников.
Познание
Выполняет конструкцию из строительного материала по плану, предложенному взрослым, а также по собственному плану.
Музыка
Следует показу и объяснению при разучивании песен, танцев и т. п.
Художественное творчество
Слушает взрослого и выполняет его инструкцию.
Старшая группа
• Умеет действовать самостоятельно по простому правилу или образцу, заданному взрослым.
Безопасность
Действует по инструкции взрослого в стандартных опасных ситуациях.
Чтение художественной литературы
Способен многое запоминать, читать наизусть.
Коммуникация
Способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым и действовать по нему без напоминания.
Музыка
Стремится к результату музыкально-художественной деятельности (исполнить хорошо песню, танец).
Художественное творчество
При создании рисунка, лепки, аппликации и в конструировании начинает овладевать умениями работы по правилу и образцу.
Подготовительная к школе группа
• Умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполняет его инструкции.
Физическая культура
Самостоятельно добивается успешных количественных показателей, стремится проявить максимальные физические качества при выполнении движений, оценивает их выполнение, общий результат.
Чтение художественной литературы
Читает наизусть 3-4 стихотворения, самостоятельно рассказывает хорошо знакомые сказки, рассказы.
Коммуникация
Умеет действовать по указанию взрослого: выполнять инструкции, данные словесно, точно воспроизводить словесный образец при пересказе литературного произведения близко к тексту. Выполняет графические диктанты; успешен в словесных играх с правилами (««Да» и «нет» не говорить…», «Слова на последний звук» и др.).
Познание
Конструирует из строительного материала по условиям с предварительным изображением постройки в схематическом виде.
Музыка
Переносит накопленный опыт слушания, исполнения, творчества в самостоятельную музыкально-художественную деятельность.
Художественное творчество
Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкцию. При создании рисунка, лепки, аппликации и в конструировании умеет работать по правилу и образцу Способен под руководством взрослого и самостоятельно оценить результат собственной деятельности, определить причины допущенных ошибок, наметить пути их исправления и добиться результата.
Таким образом, владение универсальными предпосылками учебной деятельности (овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, сформированными в дошкольном возрасте, позволят выпускнику детского сада быть успешным первоклассником.
Однако, как показывает образовательная практика понять и осознать и принять этот результат достаточно трудно всем участникам образовательного процесса и, прежде всего, родителям. Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям, стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы. С выходом ФГТ во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться, и именно это важно донести до сознания родителей.
Для того чтобы целенаправленно работать с родителями необходимо определить их отношение к данному вопросу. Как показали результаты изучения, есть четыре категорий родителей: слайд 9
-1категория родителей хотят и могут сформировать эти умения и навыки;
-2 категория – хотят, но не могут обеспечить формирование универсальных предпосылок учебной деятельности;
-3 категория – не хотят, но могут;
-4 категория родителей и не хотят и не могут.
Понимание этого факта позволило нам понять, что:
одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны.
Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
выстроить стратегию взаимодействия с семьей в зависимости от категории родителей.
Стратегия взаимодействия детского сада и семьи в нашем образовательном учреждении - это создание единого образовательного пространства развития детей.
Тактика взаимодействия определялась категорией родителей. Слайд 10
1категория родителей хотят и могут сформировать эти умения и навыки. С такими родителями использовали информационно-аналитиче-ские методы работы. (Знакомство с родителями, анкетирование, опрос семей, где на основе собранных данных анализируется специфика семьи и семейного воспитания) Это позволило выявить интересы, потребности, запросы родителей, уровня их педагогической грамотности.
2 категория – хотят, но не могут обеспечить формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у своего ребенка. В работе с родителями этой категории использовали познавательный метод. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей. Для этого мы используем активные формы с родителями : привлекали родителей к участию в общих и групповых родительских собраниях, педагогическом совете, консультации и индивидуальные беседы.
3 категория – не хотят, но могут. С этой категорией родителей применяем наглядно – информационные методы работы или мастер-классы. Целью такой работы является ознакомление родителей с деятельностью дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.
4 категория родителей и не хотят и не могут. Работа с этой категорией родителей наиболее сложна. Поэтому здесь эффективны все методы работы: познавательные, наглядно – информационное, информационно-аналитические, информационно-ознакомительные; информационно-просветительские; досуговые.
Изложенный выше материал, необходим, чтобы система (детский сад – семья - школа) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.
Таким образом, работая с родителями систематически, и анализируя эту работу, постепенно приходим к определенным результатам: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками воспитательно-образовательной деятельности. Помощниками воспитателей, администрации ДОУ и школы. Повышается уровень компетентности родителей в вопросах готовности детей к школе. Родители осознают значимость введения ФГТ к структуре основной образовательной программы ДОУ и ФГОС общего начального образования и направляют свои усилия для формирования положительной мотивационной готовности ребенка к школе.
Слайд 11, 12
Введение ФГТ направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
Слайд13