МААМ-картинки

Формирование культуры жизнедеятельности детей среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Елена Богатырева
Формирование культуры жизнедеятельности детей среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания

возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек. В третьем тысячелетии актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личной безопасности в связи с проявлениями разрушительны сил природы, увеличения количества промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Установлено, что актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена ростом опасных ситуаций в образовательных учреждениях, а также ростом детской заболеваемости, травматизма. Одна из особенностей человеческого сознания состоит в том, что оно не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер. Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей, по мнению состоит не только в том, чтобы

оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. П. И. Кайгородов призывает педагогов прививать детям дошкольного возраста нормы безопасного поведения в окружающей обстановке.

В дошкольном образовании указанная проблема является недостаточно изученной, решение ее находится на стыке экологии, культурологии, педагогики и психологии.

Раннее и дошкольное детство в силу специфики возраста и особенностей развития ребенка остается недооцененным в становлении культуры безопасности жизнедеятельности человека, культуры его здоровья. Не случайно В. Т. Кудрявцев указывает, что валеология детства является наименее разработанным, наиболее трудоемким, но перспективным направлением научных исследований. Осмысливая вышеуказанные проблемы, можно сделать вывод: только через качественное образование можно подготовить человека нового склада мышления, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками, располагающего нужной информацией, имеющего желание, интерес и потребность к обеспечению своей собственной безопасности и безопасности окружающих. В таких условиях основой обеспечения качества дошкольного образования в

данном направлении может служить внутренняя образовательная среда дошкольногоучреждения.

Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно

расширяет социальный опыт человека, формирует социальную позицию, дает знания,усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье. У ребенка, обладающего культурой безопасности жизнедеятельности, сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, он мотивирован к охране своей жизни и здоровья, а также окружающих его людей,общества в целом. Это ребенок, который знает свои возможности и верит в собственныесилы, знает правила и имеет опыт безопасного поведения в быту, на улице, в природе,общении с другими людьми. Умеет пользоваться с осторожностью бытовыми приборами, обращаться к взрослым в использовании пожароопасных предметов, оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, а также обращаться за помощью, проявлять осторожность в дорожно-транспортной ситуации, при общении с незнакомыми животными, элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице.

Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, использовались беседы, дискуссии – это позволило избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. Можно выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой

ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения,опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Нами была организована образовательная деятельность на тему «Электроприборы». Цель этой деятельности состояла в том, чтобы познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток». В ходе организованной образовательной деятельности мы уточняли и расширяли знания о бытовых электроприборах. Расширяли представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку. Знакомили с правилами безопасного обращения с электроприборами в быту. Воспитывали в детях чувство осторожности в обращении электроприборами. Развивали мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Воспитывали интерес к познанию окружающего мира. Развивали стремление к поисково-познавательной деятельности. Способствовали овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Была проведена предварительная работа. Организована экскурсия на пищеблок, где дети познакомились с электроприборами, которыми пользуются повара. В организованной образовательной деятельности дети отгадывали загадки,

сами описывали предметы, указывая на характерные признаки, и их назначение. Дети знакомились не только с электроприборами, их назначением, но и как они работают,узнали, что такое ток и где он «живёт», познакомились с историей открытия электричества, с историей развития электроприборов. Все полученные знания закрепляли, играя в дидактические игры такие как: «Найди электрические приборы и расскажи, чем они опасны», «Что было – что стало». В процессе знакомства создавали игровые, обучающие ситуации: Например, «Бабушка забыла выключить утюг – Что может произойти?», «Почему это случилось?», «Саша и Маша дома одни». Закрепляя знания детей, провели вечер развлечений на тему: «Сказочное царство – безопасное государство», где дети проявили смекалку, находчивость, ловкость, творчество, выполняя задания разного содержания.

В процессе такой деятельности у детей расширился кругозор знаний об окружающем мире, обогатился словарный запас и главное сформировались навыки безопасного обращения с предметами и умение находить выход.

Залогом успеха образовательной деятельности по формирования безопасного поведения стало сочетание разнообразных по содержанию и форме видов детской деятельности: наблюдения, экскурсии (кухня, медицинский кабинет, эвакуационный выход); игры-тренинги «Раз, два, три, что опасно – найди», «Учимся набирать 01, 02, 03», «Вам позвонили в дверь» и др. ; дидактические («Что мы знаем о вещах», «Подбери игрушку Танюшке» и др.); сюжетно-ролевые («Один дома», «Мы – спасатели», «Полиция» и др.); беседы: «Как хранить опасные предметы дома?», «Притягательные баночки и бутылочки», «Чтобы не было беды», «Огонь – друг, огонь – враг», «Опасности вокруг нас»

и др. ; моделирование заданных ситуаций; («Мокрый пол», «Мама ушла в магазин, мы остались одни…»); сочинение историй; чтение и анализ художественных произведений («Как неразлучные друзья в огне не горели» А. Иванов; «Пожар» С. Я. Маршак, «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен, «Три поросенка», «Волк и семеро козлят» и др.).

Работая с родителями необходимо: объяснять актуальность, важность проблемы безопасности детей; повышать образовательный уровень родителей по данной проблеме; обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

В результате данной работы, дети средней группы имеют представление о видах опасных ситуаций (в быту, на улице, в природе, о способах поведения в опасных ситуациях. Дети могут: а) осознанного выполнения основных правил безопасного поведения в опасных ситуациях; б) быть осмотрительными и осторожными в местах и потенциально опасных ситуациях.

Работа с детьми по формированию культуры безопасности жизнедеятельности детей включает целый комплекс задач: знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту; развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе; воспитание грамотного участника дорожного движения; воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Анализируя проводимое обучение можно сказать, что интегрированные занятия более результативные. У детей возникает желание заниматься разными непохожими друг на друга видами деятельности, пробовать себя в разных ее видах: рисовании, театрализованной, художественно-речевой. С помощью таких знаний дети лучше и быстрее воспринимают и усваивают информацию: у них развиваются познавательная активность, коммуникативные навыки. На интегрированных занятиях достигается главное – дети не только знают на практике основы правила безопасности, но и учатся формулировать, объяснять необходимость их применение в экстремальных ситуациях. Основной принцип ежедневной воспитательно-образовательной работы по основам безопасной жизнедеятельности – обучение с увлечением.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование культуры жизнедеятельности детей среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 18 декабря 2024 в 21:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование культуры жизнедеятельности детей среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Елена Богатырева (УИ 198319) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД