Мира Ракшаина
Программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по адаптации.
Пояснительная записка.
В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако социальные условия вынуждает родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывает у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легко, необходима помощь семьи.
Публикация «Программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Актуальность :
Адаптация- это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитания детей раннего возраста не соответствует современным представлением о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно- ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и апробации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Анализ деятельности в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, т. к. воспитатель не всегда готов оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, так же испытывает трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателя.
Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями. Период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Цели: создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
Задачи:
1. Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива.
2. Создать условия для организации адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
3. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ.
Принципы построения программы :
отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности для них является игра.
Учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Сроки реализации : 1 год
Ожидаемый результат:
1. Оптимальный уровень адаптации детей.
2. Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
3. Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации.
4. Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников.
5. Активное участие родителей в дальнейшей проектной творческой деятельности.
Особенности адаптационного периода
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода : легкая адаптация, адаптация средней тяжести, тяжелая адаптация.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.
Этапы адаптационного периода :
За основу процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения взята модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни Л. В. Белкиной
1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада
Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует многих родителей. Если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятностями, а порой и тяжелыми переживаниями, а также вегетативными явлениями. Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.
В процессе подготовительного этапа нужно обратить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д
Приучать к формированию навыков самостоятельности. Надо беседовать о скором посещении
ребенка детского сада. Что там ждут его новые игрушки, новые друзья и т. д.
2. этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада.
Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.
Основная задача мамы в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Вначале он держится настороженно, старается подсесть ближе к маме. Не следует торопить его, тормошить. Пусть привыкает. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: “Как мне здесь нравится!”, “Какие забавные зверушки сидят за столом!” и т. д. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама одобряет такие действия малыша, подбадривает его улыбкой, жестами. Взрослый со своей стороны тоже
одобрительно улыбается, и ребенок начинает как бы играть: то приблизится к воспитателю, то побежит назад к маме.
Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов в присутствии мамы или других родственников. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.
2 этап – постепенное привыкание.
Постепенная адаптация может включать несколько периодов.
Первый период: «поиграем вместе”. На данном этапе мама и ребенок представляют собой единое целое. Мама является проводником и защитником ребенка. Она побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы.
Второй период: “будь рядом, а я поиграю”. Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Ребенок уже может находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними.
Третий период: «я поиграю немножко один”. Настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется.
Четвертый период: “мне хорошо здесь, останусь один”. И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться в группе один и спокойно отпускает маму. Воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как ребенок проснется и по кушает.
Организация работы по адаптации :
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста используются разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, игры- занятия дидактические
игры, подвижные игры (приложение способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Используют формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.
Перспективный план работы:
Период
Содержание работы
Ответственные
Сентябрь
- Заключение договора с родителями
- экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями.
-Родительское собрание.
- Заполнение индивидуальной карты адаптации.
- Консультация «Здравствуй детский сад»
- Консультации «Первые дни пребывания в детском саду»
Воспитатель
Октябрь
- Рекомендация «Растим малыша здоровым и крепким»
- Консультация «Детская истерия»
- Кукольный спектакль «Колобок»
- Занятие «Мячик»
- Игровая деятельность; «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик», пальчиковые игры.
Воспитатель
Муз рук.
Ноябрь
- Консультация «Все о детском питании»
- Занятие «Здравствуй солнышко»
- Занятие «Мыльные пузыри»
- Игра «Где мишка «
Мед. работник.
Воспитатель.
Декабрь
- Консультации «Упрямство и капризы. Кризис 3 лет»
- Игровая деятельность «Солнышко».
- Занятие «Зайка»
- Новогодний праздник «Мы идем в гости к Деде Морозу!»
- Мониторинг
Воспитатель
Примерное перспективное планирование на адаптационный период
1 неделя «Привет, познакомимся»
Понедельник
Вторник
Среда
четверг
Пятница
Утренний прием детей.
Встреча вновь поступающих детей. С яркой игрушкой в руке, создание психологического комфорта.
Прием детей. Внести новую игрушку «Зайчика» показать детям, как можно с ней играть. Вызвать радость от встречи с игрушкой.
Прием детей. Внести мягкую игрушку- «Зайчик». Показать детям, как можно с ней играть. Вызвать от встречи с игрушкой.
Прием детей в группе. Привлечь внимание детей к игрушкам. Учить укладывать игрушкив кроватку.
Игры
с
воспитателем
«Дай ручку»- развитие эмоционального общения ребенка со взрослыми
«Ладушки наши ладошки»- развитие эмоционального общения со взрослыми.
«Привет! Пока!»- развитие эмоционального общения ребенка со взрослыми.
«Хлопаем в ладоши»- развитие эмоционального общения ребенка о взрослыми.
«Привет! Пока!»- развитие эмоционального общения ребенка о взрослыми.
Ознакомление с
пространством
Знакомство с приемной «Мой шкафчик»
Знакомство с группой
Знакомим с туалетной комнатой- раковина для мытья рук, горшочная, вешалки для полотенецев
Знакомство с кроватью
Знакомство с группой
Общение
Ситуация «мой шкафчик»
Ситуация «Игрушки которые живут в группе»
Ситуация «Зачем горшки и мыло, полотенце»
Ситуация «Кроватка ждет тебя»
Ситуация «Как мы играем в кубики»
Подвижная игра
«Мячик» развитие эмоционального общения со взрослым
.
«Мишка» -развитие эмоционального общения со взрослым.
«Поймай мячик»- развитие общения со взрослым, развития движения.
«Что здесь у нас спряталось» -продолжаем знакомить с группой.
«Догонию»- игра с игрушкой развитие общения со взрослыми.
Развитие
речевого
навыка.
«Пальчик-пальчик» -народные песенки.
«Этот пальчик дедушка», ладушки-ладушки»
«Барбаадай» пальчики на бурятском языке
«Сорока ворона кашу варила»
«Будем пальчики считать – этот пальчик гриб нашел и т. д»
Индивидуальная работа
Формирование КГН навыков; Учить находить свой шкафчик.
Игра на развитие движения:
Формирование КГН как надо вешать полотенца, натягивать плавки, колготки.
Рассматривание картинок с животными. упражнение на звукоподражание (пи-пи, жу-жу и т. д.)
Формирование КГН учить как пить из чашки, есть ложкой.
Социальные
Нормы и правила
Не разбрасывать одежду.
Убирать за собой игрушки ставить на место.
Не отбирать игрушки друг у друга. Играть дружно.
Как пользоваться полотенцем
Здороваться и прощаться при приходе и уходе домой из детского сада
Прогулка
Приучать детей играть на свой площадке.
Прогулки по участке наблюдать за цветами и деревьями, Цель: ориентация в пространстве.
Светит солнце. Дует ветерок.
Учить рисовать палочкой на песке.
Упражнения: катание игрушек на машинах, колясках.
Подвижная игра: «Догонит тебя мячик» цель: развивать быстроту в беге.
Для того что бы ребенок быстро привыкал к новой атмосфере надо использовать разные направления работы с детьми.
1. Создание эмоционального благополучной атмосферы в группе.
Чтобы ребенок желал идти в детский сад с удовольствием. это зависит от умения и усилия воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Чтобы ребенок с первых дней почувствовал это тепло и уют и легко адаптировался. Нужно создать домашнюю обстановку в группе, т. е предметно развивающую среду сделать правильно.
В процессе адаптации ребенка используются такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению, песок, вода – также являются элементами релаксационных игр, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком.
Программа занятий в группе составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.
2. Формирование у ребенка чувства уверенности.
Одна из задач адаптационного период— помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. д.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным.
В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
4. Охрана и укрепление здоровья детей.
Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков – именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования и выделены по ФГОС в образовательную область физическое развитие.
Дети, находящиеся в адаптационном режиме, постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.
Работа с родителями
Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание. С этой целью в программе представлен перспективный
план по работе с родителями, представлены консультации, памятки (см. приложение 6)
Перспективный план работы с родителями на адаптационный период
Название мероприятия
Цель проведения мероприятия
Знакомство с работниками детского сада.
1. Знакомство родителей и детей друг с другом, с педагогическим коллективом детского сада.
2. Формирование доброжелательного отношения родителей к детскому саду
Анкетирование «Давайте познакомимся»
1. Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье
Консультация «Здравствуй детский сад»
1. Консультирование родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду.
2. Формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей
3. Консультирование родителей на темы : режим дня; одежда по сезону и для группы; метки на одежде и обуви; гигиенические требования к одежде; формирование кгн.
Консультация «Все о детском питании»
1. Формирование единого правилам питания ребенка в детском саду и дома
Родительское собрание
1. Знакомство родителей с правилами посещения детского сада, результатами адаптации детей в группе, задачами воспитания на год.
2. Выборы родительского комитета группы
Мониторинг:
Оценка эффективности данной программы проходит по трем направлениям:
– характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкета)
– оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада ( первоначальное обследование основывается на методе фиксированного наблюдения в естественных или моделируемых ситуациях: эмоциональная сфера, игровая деятельность.
– заполнение индивидуальной карты адаптации ребенка.
По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-педагогический консилиум с расширенным составом. Куда входят, медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа. На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.