МААМ-картинки

Взаимодействие с национальными библиотеками в процессе патриотического воспитания

ЮЛИАНА УСПАНОВА
Взаимодействие с национальными библиотеками в процессе патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Елена Александровна Хворостина

педагог-психолог МДОУ «ЦРР – д/с № 6»,

Мария Ивановна Яицкая,

воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 6»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ БИБЛИОТЕКАМИ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Публикация «Взаимодействие с национальными библиотеками в процессе патриотического воспитания» размещена в разделах

На данном этапе исторического развития мы живём в многонациональном, поликультурном обществе, когда стираются грани национальных традиций, происходит взаимопроникновение и взаимообогащение национальных культур. Сравнительный анализ социального статуса семей воспитанников МДОУ «ЦРР – д/с № 6» последних лет показал тенденцию к увеличению числа межнациональных браков, числа этнических семей народов Южного Урала, а также семей из ближнего зарубежья.

Характеристика национального состава семей воспитанников

МДОУ «ЦРР – д/с № 6» г. Магнитогорска

Национальные

группы 2011 – 2012

учебный год 2016 – 2017

учебный год

Межнациональные семьи 10% 14%

Семьи народов Южного Урала (татары, башкиры, нагайбаки и др.)

12%

20%

Семьи народов ближнего зарубежья (киргизы, таджики, казахи)

3%

10%

Этот факт стимулировал педагогический коллектив дошкольного учреждения к поиску новых, интересных путей формирования толерантности и патриотического воспитания у дошкольников. Актуальной стала задача профилактики девиаций поведения детей на межнациональной почве. Дошкольное образование наиболее чувствительно к изменениям, происходящих в социальной жизни нашего общества, поэтому на первый план образования дошкольников стали выходить задачи этнопедагогической культуры. Основой для организации этой работы стал программно-методический комплекс «Наш дом Южный Урал» под редакцией Е. Бабуновой, С. Багаутдиновой, Л. Галкиной. Его авторы отмечают, что «… этнопедагогическая культура человека, являясь частью общечеловеческой культуры, позволит формировать у ребёнка такие основы личностной культуры, которые соизмеримы с общечеловеческими, духовными ценностями…. Знания и средства их преподнесения обеспечивают приобщение детей дошкольного возраста не только к общечеловеческой, но и национальной культуре».

Неисчерпаемым ресурсом для образовательной работы по данному направлению, на наш взгляд, является сотрудничество с социокультурными учреждениями города Магнитогорска. Так педагоги детского сада № 6 активно взаимодействуют с муниципальным учреждением «Библиотека литературы на татарском и башкирском языках». Сотрудники библиотеки и педагоги МДОУ организовали круглый стол, на котором проанализировали потенциал учреждений (методический, кадровый, информационный, технический, актуальность и востребованность этой работы жителями квартала, составили план взаимодействия на учебный год.

Ежемесячно для детей детского сада гостеприимно распахиваются двери библиотеки. На тематических встречах «В гостях у Алёнушки и Айгуль» дети имеют возможность не только познакомиться с особенностями татарского, башкирского, казачьего, русского женских костюмов, отметить их сходство и различия, но узнать об особенностях быта, о роли женщины в укреплении и продолжении своего рода. Особенно интересно было детям примерять на себя элементы национальных костюмов, держать в руках предметы традиционного народного быта башкир. И всё это в сопровождении живой гармошки и песен ансамбля «Хазина». Участницы фольклорного коллектива «Хазина» являются прямыми носителями языка, народных традиций, имеют богатую коллекцию народных костюмов.

Тематическая встреча «Богатырь и Урал-батыр» рассказала ребятам об особенностях мужского башкирского, татарского, казачьего и традиционного русского костюмов. Каждая деталь одежды, украшения, вышивка – всё несёт в себе информацию о роде, о деятельности мужчины (земледелец, животновод, воин, его социальном статусе. Ребята смогли примерить на себя детали одежды, потрогать оружие: нагайку, кинжал, шашку, усвоить, что в любой культуре главная роль мужчины – это защита рода, а ценные и главные качества характера мужчины любой национальности – это сила духа, верность стране, роду, честь и честность, отвага, защита Родины, забота о слабых.

Надолго в памяти детей останутся кулинарные посиделки, на которых дошкольники узнали секреты возникновения и приготовления национальных блюд (бешбармак, блины, бленэ, бараки, расстегаи, чак-чак, щи, пельмени и др., кулинарные традиции народов Южного Урала. Сравнили, что общего и какие различия есть в этих традициях? Вместе пришли к выводу, что культура питания зависит от особенностей жизни того или иного народа, природных условий, исторических традиций. Как здорово, что традиции семейного приготовления национальных блюд продолжают поддерживаться во многих семьях наших воспитанников.

Познавательными и интересными стали поэтические вечера, на которых у детей расширяются преставления о литературном наследии народов южного Урала. Не только дети, но и взрослые открыли для себя красоту поэзии Людмилы Татьяничевой, Бориса Ручьёва, Муссы Джалиля, Габдуллы Тукая. Изучение истории страны через знакомство жизнью поэтов, чтение их стихов на языке оригинала, просмотр мультфильмов, участие в конкурсе чтецов формируют у детей не только литературный вкус, любовь к чтению, но и обогащают духовно.

Воспитание патриотизма и толерантности не ограничивается только посещением детьми библиотеки литературы на татарском и башкирском языках. В группах старшего дошкольного возраста организованы этнографические уголки, библиотека книг об истории и природе Башкортостана, Челябинской области, народные сказки. Воспитатели с удовольствием играют с детьми в национальные подвижные игры «Лапта», «Городки», «Тирмэ» (юрта, «Бакыр букэн» (медный пень, «Сойош таяк» (палка-кидалка).

Традиционной для нашего ДОУ стала организация детских досуговых мероприятий «Литературный Сабантуй», «Сабантуй», «Осенины», «Масленица», «Курбан Байрам».

На территории библиотеки им. Б. Ручьёва и библиотеки литературы на татарском и башкирском языках силами воспитанников ДОУ № 6 организуются тематические выставки рисунков «Мой Пушкин», «Идёт зима, аукает», «Птицы – наши друзья», «Сабантуй», «День Победы».

Анализ системы работы по воспитанию у детей толерантности и патриотизма за последние четыре года показал высокую эффективность выбранных интерактивных методов и приёмов работы, нашедшие своё отражение:

в отсутствии ссор между детьми в группах на межнациональной почве,

в отсутствии конфликтов между родителями воспитанников на межнациональной почве,

в высоких показателях интеллектуальной готовности детей к обучению в школе,

в отсутствии явлений дезадаптации к школе, быстрая социализация первоклассников из семей, не являющихся носителями русского языка.

План работы по взаимодействию между МДОУ «ЦРР – д\с № 6» и муниципальным учреждением «Библиотека литературы на татарском и башкирском языках»

Тема педагогического мероприятия в библиотеке

Задачи Содержание предварительной работы

в детском саду

Сентябрь

Экскурсия в библиотеку «Дом, где живут книги» Познакомить детей с особенностями организации работы с книгами в библиотеке. Воспитывать потребность в получении знаний об окружающем при помощи печатных изданий. Познакомить детей с профессией библиотекаря.

Открыть в группе мини-библиотеку

Провести беседу «Моя любимая книжка»

Октябрь

Познавательная беседа «Курай – золотой голос Башкирии» Познакомить детей с национальным башкирским народным инструментом кураем.

Учить детей видеть похожее и различия в культурных традициях уральского казачества и башкирского и татарского народов.

Расширять представления детей о многонациональных традициях дружбы народов Южного Урала. Познакомить детей с русскими народными инструментами: гармонь, балалайка, дудочка.

Расширять представления детей об особенностях проживания народов Южного Урала в мире и дружбе.

Ноябрь

Конкурс чтецов

«Край родной на век любимый» Продолжать развивать любовь к родному краю, родной литературе.

Способствовать развитию творческих способностей дошкольников.

Формировать у детей толерантность, любовь к родному краю. Познакомить детей с творчеством уральских поэтов Б. Ручьевым, Р. Дышаленковой, Г. Тукая, М. Джалиля. Выбрать с родителями и выучить стихи.

Декабрь

Вкусные традиции народов Южного Урала Познакомить детей с кулинарными традициями народов Южного Урала. Подвести детей к пониманию того, что кулинарные предпочтения того или иного народа зависят от образа жизни, от природных ресурсов. Учить видеть сходства и различия в кулинарных традициях татар, башкир, уральских казаков. Продолжать знакомить с творчеством фольклорного ансамбля «Хазина». Предложить, чтобы дети уточнили о любимых блюдах и кулинарных предпочтениях своей семьи.

Фотоконкурс «Готовим всей семьёй»

Беседа воспитателя в сопровождении слайд-шоу «Так кушали наши бабушки»

Январь

День героев Отечества

«Илья Муромец и Урал Батыр» Продолжать работу по расширению представлений детей о культурном наследии народов Южного Урала.

Продолжать воспитывать любовь к чтению. Развивать умение делиться своими впечатлениями от прочитанного.

Учить видеть схожесть и различия в мужском костюме башкир, казаков, русских богатырей.

Воспитывать у детей понимание роли мужчины в сохранении и защите своего рода, своей страны.

Акцентировать внимание детей на истинно мужских качествах характера, ценных для представителей всех народов, таких как честность, верность слову, выносливость, смекалка, любовь к семье и Родине. Познакомить детей с русскими былинами «Никита-Кожемяка», «Алёша-попович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Познакомить детей с поэмой-сказкой Г. Тукая «Шурале»

Предложить дома совместно с родителями посмотреть мультфильмы советского периода «Проделки Шурале», «Илья Муромец и соловей разбойник».

Провести беседу по мультфильмам

.

Февраль

Костюмы наших бабушек. «В гостях у Айгуль и Алёнушки»

Выступление фольклорного ансамбля «Хазина»

Продолжать углублять представления детей об особенностях культурного наследия народов Южного Урала. Познакомить детей с особенностями башкирского национального женского костюма и костюма уральской казачки.

Познакомить детей с песенным творчеством башкирского народа,

Расширить представления детей о народном песенном творчестве уральского казачества. Познавательная беседа в сопровождении слайд-шоу

«О чем может рассказать костюм?»

Просмотр видеозаписей с выступлениями Уральского казачьего хора. с выступлениями Р. Юлдашева

– современного башкирского кураиста.

Март

В гостях у Хозяйки медной горы.

Тематическая выставка различных изданий произведений П. И. Бажова Познакомить детей с творчеством уральского сказочника П. И. Бажова.

Расширить представления детей о быте рабочих жителей Южного Урала в начале прошлого века.

Способствовать обогащению эмоционального мира дошкольника посредством ознакомления с уральскими сказами. Дома совместно с родителями посмотреть фильм-сказку «Хозяйка медной горы».

Беседа по содержанию сказки.

Рисование по содержанию сказки.

Выставка рисунков по сказам П. И. Бажова.

Апрель

Литературный Сабантуй Продолжать углублять представления детей об особенностях культурного наследия народов Южного Урала (стихи, былины, сказания, сказы, песни).

Продолжать работу по воспитанию у детей любви и уважения к историческому наследию народов Южного Урала.

Продолжать формировать толерантность, как качество личности современного человека.

Активизировать имеющиеся у детей знания посредством участия в литературной викторине. Совместно с родителями подготовить и провести выставку кукол в костюмах народов Южного Урала.

Организовать передвижную библиотеку детских книг на русском, башкирском, татарском языках.

Вспомнить стихи, рассказы, былины о родном крае, с которыми познакомились в течение минувшего учебного года.

Май

Ах, весёлый Сабантуй Закрепить знания детей о том, что сабантуй – это народный праздник, который отмечают не только в Башкирии, но и во всех мусульманских странах. Это праздник окончания весенних работ, подведение итогов за год.

Познакомить детей с традиционными приветствиями на татарском, башкирском, русском языках, с родными подвижными играми. В процессе игровых соревнований развивать у детей командные чувства, дружескую поддержку. Подготовка элементов костюмов, атрибутов для весёлых состязаний.

Список литературы

1. Наш дом – Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования / Авт. -сост. Е. Бабунова, С. Багаутдинова, Л. Галкина и др. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС. – 2014.

Публикации по теме:

Центр патриотического воспитания в старшей группе Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить.

Центр патриотического воспитания в детском садуЦентр патриотического воспитания в детском саду ОФОРМЛЕНИЕ ЦЕНТРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Целью воспитания является формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. Очень важным.

Центр патриотического воспитания в ДОУЦентр патриотического воспитания в ДОУ Центр патриотического воспитания в ДОУ Всем известно, что одной из целей воспитания в ДОУ является цель воспитать из маленького человечка.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности в школе VIII вида В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание играет особую роль в формировании личности школьника. Только чувство патриотизма.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей в процессе физического воспитания дошкольников» Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого не возможно гармоническое развитие ребенка.

Принципы патриотического воспитания дошкольников Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, поскольку любовь к Родине, преданность.

Уголок патриотического воспитания в ДОУУголок патриотического воспитания в ДОУ Все чаще я начинаю задумываться о том, что в наше не спокойное время, не хватает места таким важным человеческим качествам характера, как.

Уголок патриотического воспитания в средней группеУголок патриотического воспитания в средней группе IMG]/upload/blogs/detsad-1327776-1525605412.jpg[/IMG] Патриотическое воспитание — важная составляющая становления будущей личности.

Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме патриотического воспитания дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Росинка» Выполнила: Алиева И. Р..

Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках патриотического воспитания В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с национальными библиотеками в процессе патриотического воспитания
Опубликовано: 27 ноября 2018 в 12:43
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие с национальными библиотеками в процессе патриотического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем ЮЛИАНА УСПАНОВА (УИ 244300) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД