Анна Белоусова
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями детей, имеющих задержку психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) с каждым годом увеличивается. Необходимо отметить, что родители воспринимают диагноз ЗПР неоднозначно и, зачастую, неадекватно, что формирует у них затяжную психотравмирующую ситуацию. Особо травмирующим для родителей является факт того, что ребенок отличается от других детей и привлекает внимание окружающих, а также медлительность, несамостоятельность, несообразительность детей. Не зная особенностей психического развития детей, родители часто делают за ребёнка всё, что он мог бы сделать сам, этим они лишают его возможности развития и ещё больше усугубляют ЗПР, обделяя ребенка возможностями преодолевать трудности, справляться с поставленными задачами, что само по себе является развивающей средой для таких детей.
Публикация «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями детей, имеющих задержку психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Парадоксально, но факт, что наличие в семье проблемного ребенка осложняет мотивацию родителей на сотрудничество. К сожалению, некоторые родители, воспитывающие детей с ЗПР, не осознают это заболевание. У них создается впечатление, что эти недостатки со временем исчезнут сами собой без специального вмешательства (ребенок «перерастет»). Такие родители активно содействовать и обеспечивать преемственность коррекционных мер дома не столько не хотят, сколько не считают важным.
Комплексный подход к преодолению задержки психического развития предполагает активное участие в нем родителей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка.
Необходимость тесного сотрудничества родителей в дошкольные годы жизни ребенка с ЗПР с педагогами группы и воспитателями очевидна, поскольку роль накопленного багажа знаний в этот период жизни ребенка гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребёнка они сами и, и той колоссальной работой, которую совершают педагоги, чтобы способствовать преодолению недостатков развития ребёнка. В этом случае родители стремятся получить необходимую информацию и знания для помощи своим детям.
Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями воспитанников специального детского сада очень непросто.
В нашем детском саду функционирует группа для детей с задержкой психического развития «Солнышко». В условиях группы для детей с ЗПР перед педагогическим коллективом встают особые задачи взаимодействия с семьёй, т. к. в психолого – педагогической поддержке нуждаются не только дети, но и родители.
Задачи деятельности по взаимодействию с родителями/ законными представителями:
- оказывать квалифицированную поддержку родителям/законным представителям;
- создавать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
- способствовать формированию адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми;
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для коррекции, развития и воспитания детей;
- поддерживать уверенность родителей/законных представителей в собственных педагогических возможностях
Содержание деятельности учитывает трудности в организации взаимодействия с родителями воспитанников. Это предполагает использование принципов взаимодействия с родителями :
1. доброжелательный стиль общения педагогов с родителями,
2. корректность при общении с семьёй,
3. тщательное планирование действий педагогов,
4. индивидуальный подход,
5. сотрудничество, а не наставничество,
6. динамичность.
В общении родителей с воспитателями можно отметить следующие особенности:
Учитывать:
– разные родители с разной частотой обращаются к воспитателям; в результате одни из них общаются с ним чуть ли не ежедневно, а другие практически не общаются;
– родителей, прежде всего интересует то, что и как ел ребенок, реже - его успехами в занятиях; вместе с тем зачастую не обсуждаются важные аспекты индивидуального развития ребенка, пути формирования его личности;
– если воспитатели чаще обращаются к родителям в случаях негативного поведения ребенка, чем отмечают его успехи, это подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакты с сотрудниками, поскольку каждое их обращение связано с какой-либо неприятной ситуацией;
Педагогам необходимо при обращении воспитателя к родителям с просьбой вмешаться в воспитательный процесс, давать конкретные рекомендации, каким образом совместными усилиями достичь желаемого результата; Родители при этом нередко демонстрируют агрессивную - в адрес педагога или собственного ребенка - реакцию, которая свидетельствует о том, что они не знают, как именно воздействовать на его поведение;
• стараться психологически грамотно строить беседу, избегать ранящих родителей оценочных суждений о ребенке, точно и понятно описывать характер проблемы;
• правильно выбирать стиль общения, не отвлекаться на посторонние темы, соблюдать ограничения на обсуждение других сотрудников и ситуации в детском саду. В конечном счете, это вредит репутации самого воспитателя, снижает уважение к детскому саду и готовность ценить труд коллектива и заботу, которую он проявляет по отношению к ребенку.
В сотрудничестве с родителями мы стремимся к позиции поддержки, соучастия, и сопереживания им в сложном процессе осознания материнских и отцовских функций. Мы стараемся, чтобы родитель видел в нас внимательных, знающих, умеющих выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами.
Эффективными методами работы с родителями являются активные и интерактивные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что субъекты активно проявляют инициативу и самостоятельность.
Во взаимодействии с родителями/законными представителями детей с ЗПР мы используем следующие основные формы работы:
Индивидуальные консультации, основной задачей которых является информирование родителя об особенностях возрастного и функционального развития ребенка данного возраста, индивидуальных особенностях конкретного ребенка, трудностях его развитии и его сильных сторонах.
Индивидуальные занятия с ребенком с обязательным участием родителя. Родитель имеет возможность наблюдать за действиями педагога, за приемами, способствующими развитию ребенка, управлению его поведением, разрешению конфликтов.
Малые подгрупповые занятия так же используются в нашей деятельности. На занятие приглашаются родители с детьми (2-3 семьи, где они совместно занимаются играми. На таких занятиях родители знакомятся с педагогическими приёмами, играми, упражнениями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается родителям в рекомендательной форме. Родители могут сами выбрать, что для них приемлемо. Такой демократичный стиль общения позволяет нам эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребёнка.
Следующей формой работы является посещение семьи ребенка с целью изучения семьи, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания
Организация «круглых столов», родительских конференций (собраний, детских утренников и праздников.
Совместное участие родителей и детей в творческих выставках и конкурсах.
- Совместная деятельность очень сближает и развивает обоих участников
• Когда мама рядом и включена в процесс вместе с ребенком, он чувствует, что он любим!
• Взрослый становится для ребенка другом, если не просто присутствуете, а делает вместе
• Ребенок чувствует, что взрослому можно доверять, т. к. он искренне проявляете интерес к его детским делам
• Творчество – хороший способ воспитывать в ребенке черту характера – доводить дело до конца
• Создание чего-то нового дает ребенку ощущение собственной значимости (Я МОГУ)
• Поделки выставляются в группе, а в квартире, размещаются рисунки на зеркалах, шкафах, в зале (не в детской комнате) – это дает ребенку ощущение, что его в семье уважают и принимают за равного
Размещение информации на групповых стендах, в социальных сетях, на официальном сайте МБДОУ. Кстати, все чаще мы стали использовать QR коды (Quick Response –куик респонс- переводится как «быстрый ответ») Это очень удобно: на маленькой площади размещается много информации. Сейчас Мы кодируем актуальную информацию для родителей по изучаемой лексической теме. Подбираем материал для дополнительных занятий с дошкольниками (литературные произведения, загадки, ребусы, графические задания, дидактические игры и т. д.). Это позволяет значительно обогатить информационное насыщение стандартных информационных стендов.
Любой смартфон легко сможет распознать и расшифровать QR коды.
Таким образом, семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого свои функции, свои методы воспитания. Благодаря использованию представленных форм работы с родителями отмечаются существенные позитивные изменения: в восприятии семейных отношений дошкольником с ЗПР; в осознании своего положения в семейном коллективе; в динамике родительского отношения к детям, которое становится более тёплым, принимающим. Родители более адекватно оценивают состояние своих детей. Микроклимат в семье, заинтересованность родителей в развитии своего ребенка, активное взаимодействие родителей с воспитателями играют ведущую роль в успешной подготовке детей к школе, а также адаптации их в новой социальной среде.