Юлия Школьная
Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Часть 2
I этап: Организационно-подготовительный;
Работа проводилась в три этапа, включающие констатирующий,
формирующий и контрольный этапы.
Опытно - поисковую работу начали со сбора и анализа сведений о
родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также
выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольной организации.
Эти задачи и определяют формы и методы нашей дальнейшей работы.
К ним относятся: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение и
специальные диагностические методики.
Публикация «Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, Часть 2» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
На I этапе (констатирующий) был проведен мониторинг, а именно:
-
изучить опыт работы педагогов ДОУ по взаимодействию с
родителями в период адаптации детей раннего возраста;
- выявить представления педагогов о взаимодействии с семьей в период
адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;
- выявить представления родителей о взаимодействии воспитателя и
семьи, а также потребности, затруднения, пожелания родителей в период
адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
На диагностическом этапе исследования использовались следующие
методы: анкетирование педагогов, анкетирование родителей, анализ
документации.
Анкетирование педагогов. Общепринятым научным подходам и формулировкам, полные, разнообразные;
2 балла - представления в целом соответствуют современному
пониманию данного процесса, неполные, однообразные;
1 балл - представления не соответствуют современным научным
подходам и формулировке, неполные.
Представления воспитателей о методах, средствах и формах
организации при взаимодействии с родителями в период адаптации детей
раннего возраста :
3 балла - представления воспитателей о методах, средствах и формах
организации при взаимодействии с родителями в период адаптации детей
раннего возраста полностью соответствуют современным требованиям,
которые предъявляются к процессу адаптации детей раннего возраста, они
полные, разнообразные, четко определено их значение, выбор методов
средств и форм соответствует возрастным особенностям детей.
2 балла - представления в целом научные, полные, но недостаточно
разнообразные, выбор средств методов и форм не всегда соответствует
возрастным особенностям детей.
1 балл - представления не научные, не полные, однообразные, выбор
средств, методов и форм не соответствует возрастным особенностям детей.
Обработка данных: записываются ответы педагогов, выставляется
критерий оценки. На основании анализа данных выделяется, характер
представлений и опыт педагогов в области решения задач по взаимодействию
с родителями в период адаптации детей раннего возраста.
Анкетирование родителей.
Цель: выявить представления родителей о взаимодействии воспитателя
и семьи, а также потребности, затруднения, пожелания родителей в период
адаптации детей раннего возраста к ДОУ; определить степени эффективности взаимодействия детского сада и семьи в предадаптационный период и
период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Обработка данных: анализируются ответы родителей, составляется
процентное соотношение.
На основании анализа данных выделяется уровень эффективности
взаимодействия воспитателя и семьи в период адаптации детей раннего
возраста к ДОУ
Анализ планов воспитательно-образовательной работы.
Цель: выявить организационные и содержательные аспекты
взаимодействия воспитателя и семьи в период адаптации детей к ДОУ. Организация: осуществляется просмотр и анализ воспитательно-образовательной работы.
Критерии: наличие в планах задач по взаимодействию с родителями в
период адаптации детей раннего возраста, соответствие методов и форм
работы задачам по адаптации детей раннего возраста к ДОУ, их разнообразие,
системность и углублнность работы. Оценка экспериментальных данных :
3 балла - в планах работы имеются задачи по взаимодействию с
родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ,
соответствующие современным требованиям, которые предъявляются к
адаптации детей раннего возраста к ДОУ, методы и формы работы
запланированы исходя из задач по взаимодействию с родителями в период
адаптации детей раннего возраста к ДОУ, методы и формы разнообразные,
запланированная работа имеет системный и углублнный характер.
2 балла - в планах работы имеются задачи по взаимодействию с
родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ, но формы и
методы работы не всегда соответствуют поставленным задачам, формы и
методы однообразные, запланированная работа не является системной и
углубленной.
1 балл - в планах работы отсутствуют задачи по взаимодействию с
родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Обработка данных: анализируются планы работы по взаимодействию
воспитателя и семьи, выставляется критерий оценки.
На основании анализа данных выделяется уровень эффективности
взаимодействия воспитателя и семьи в период адаптации детей раннего
возраста к ДОУ.
Анализ и интерпретации результатов:
1 При выявлении характера представлений и опыта педагогов в
области решения задач по взаимодействию с родителями в период адаптации
детей раннего возраста было выявлено, что:
- отношение воспитателей к взаимодействию с родителями в период
адаптации детей раннего возраста неосознанное, поверхностное, наблюдается
острая нехватка системности и организованности в действиях воспитателей.
Отвечая на вопрос: «С какими проблемами могут столкнуться родители в
период адаптации ребенка к ДОУ? Как вы их преодолеваете?», воспитатели
ответили, что проблем как таковых обычно нет, ребенку просто нужно
привыкнуть к другой обстановке. На вопрос: «Какие Вы используете
средства, методы и формы организации при взаимодействии с родителями в
период адаптации детей раннего возраста?» поступили ответы невнятные,
были приведены в пример общие типовые рекомендации. Из этого следует то,
что у воспитателей недостаточно знаний и опыта по взаимодействию с
родителями воспитанников в период адаптации;
- представления о взаимодействии с родителями в период адаптации
детей раннего возраста не очень соответствуют современным общепринятым
научным подходам и формулировкам, однообразные, наблюдается бедность
приемов, фрагментарность работы. Однако, педагоги (в этой группе их два)
отметили важность работы с родителями в процессе адаптации детей раннего
возраста к ДОУ. Например, они выделяли в вопросе №7 («Поставьте цифры,
которые бы указали на степень значимости и частоты использования тех или
иных педагогических средств, методов, форм …») организации совместных
игр с родителями, брошюры и папки-передвижки; - представления воспитателей о методах, средствах и формах
организации при взаимодействии с родителями в период адаптации детей
раннего возраста, в основном, не имеют под собой научных обоснований,
скорее они были достигнуты эмпирическим путем. Педагоги указывали, что
информацию об адаптации, игры, темы и ход занятий с детьми они берут не
из научной литературы, а из не надежных Интернет-источников, более менее,
подбирая подходящие на свой «вкус».
2 При анализе анкет родителей были получены следующие ответы: На
вопрос, с какого возраста Ваш малыш начал посещать дошкольное
учреждение 10 человек отметили 1,5-2 года; 3 ответа – 2-2,5 года и два
родителя – 2,5-3 года.
Большинство родителей на вопрос : «В какой форме у вашего малыша
протекал адаптационный период» ответили, что в «тяжелой», 2 человека
отметили, что в «легкой» и пять в «средней» форме. Более половины детей 2
– 3х лет оказались неготовыми к детскому саду. Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными медицинскими и психологическими трудностями - дети начинают
непрерывно болеть, целыми днями плачут, у них появляются невротические реакции, обостряются психосоматические явления и прочее.
Проанализировав ответы на данный вопрос, мы можем сделать вывод, что в
этом детском саду не уделяется достаточного внимания вопросу адаптации
детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Трудности, которые возникали у родителей и их детей при поступлении
в детский сад указывают на схожесть проблем: детям было трудно
расставаться с родителями, они плакали, просились на руки, родителям
иногда приходилось достаточно длительное время успокаивать и прощаться с
малышом. Так же можно отметить, что дети с «тяжелой» адаптацией часто
подбегали к дверям и звали маму. Родители отмечали, что дети с «тяжелой»
адаптацией, приходя домой очень много плакали и капризничали, а утром
кричали, что не хотят в садик. Почти половина родителей указала, что их
дети часто болели.
На вопрос, «Какую помощь и в каких формах Вы получали от
сотрудников ДОУ?», - родители отвечали смазанно, говорили, что, в
основном, Не было трудностей, Частые капризы по утрам, Частые болезни.
консультировались с воспитателями на тему того как облегчить состояние
ребенка утром, когда он приходит в детский сад и насчет режимных
моментов. Некоторые отмечали, что им помогли бы родительские собрания с
качественными лекциями и консультациями от воспитателей по адаптации
детей к детскому саду. Мало были отмечены анкетирование, брошюры,
памятки. И совсем не были отмечены открытые занятия, совместные игры,
тестирование. Таким образом, можно сделать вывод, что в детском саду идет
не активная и малоуспешная работа, по взаимодействию воспитателя и
семьи.
Практически все родители были удовлетворены помощью сотрудников
ДОУ, и только трое родителей указали, что не были удовлетворены, потому
что помощи как таковой не ощущали.
Родителями было предложено большое количество рекомендаций по
расширению форм взаимодействия детского сада и семьи: им бы хотелось,
чтобы воспитателями уделялось больше внимания утром при приеме их
детей в группу; больше родительских собраний; больше папок-передвижек,
информации в виде брошюр; увеличить количество утренников и совместных
праздников. Отсюда следует, что родители серьезно настроены на
организацию по улучшению результатов взаимодействия детского сада и
семьи.
3 Анализ плана воспитательно-образовательной работы по
взаимодействию детского сада и семьи не осуществлн, так как педагоги не
смогли его предоставить по причине его отсутствия.
Наблюдение:
- начинаем поэтапный прием детей в группу;
- постепенно увеличиваем время пребывания детей в группе;
- во время пребывания детей в ДОУ наблюдаем за их поведением.
Используем такие методы работы с детьми как:
- элементы телесной терапии;
- создание положительных установок на предстоящие режимные
процессы - чтение потешек во время умывания одевания, приема пищи,
засыпание с любимой мягкой игрушкой;
- проводим развивающие игры; пальчиковые игры, подвижные,
релаксационные;
- рассказываем сказки с показом настольного театра.
Проводим консультации для родителей на тему «Стили семейного
воспитания» :
- индивидуальные беседы с родителями на тему : «Роль семьи в
формировании навыков самообслуживания»;
- беседуем с родителями об адаптации ребенка к ДОУ, заполняем
адаптационные карты, карты нервно - психического развития.
Работает родительская почта; обратная связь через интернет
ресурсы (каждый родитель может задать вопрос воспитателю по электронной
почте и получить на него ответ)
В группе созданы такие формы взаимодействия родителями как :
игротека совместная вместе с ребенком игра; лекотека - совместное с детьми
чтение художественной литературы (книгу можно почитать с ребенком в
группе, можно взять домой, но обязательно вернуть).
Работает гостиная - родители приходят в гости : приглашаем
музыкального работника или любого другого специалиста для работы с
родителями.
Педагогическая студия - кто-то из родителей демонстрирует свои
умения или делятся своими семейными традициями.
Проводим мастер - классы по заявкам родителей. Педагог или родитель
демонстрируют свои умения (обязательно продукт). Так же мной проводилось педагогическое наблюдение за детьми в период адаптации к условиям детского сада. Работа проводилась без какого- либо взаимодействия детского сада с родителями, а так же их активного участия в адаптационном периоде.
Воспитатель обращал внимание на эмоциональное состояние ребенка,
на характер его деятельности, на взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми, на речь ребенка, на его потребность в общении. Итак, было
выявлено, что к 1 группе относятся 8 детей, 53%. Это дети, у которых
преобладали плач, слезы, негативное отношение к взрослым и другим детям,
отказ от деятельности. Речь у таких детей отсутствовала. Дети испытывали
потребность в общении с близкими родными, в получении от них ласки.
Адаптационный период у этих детей длился более 20 дней, и на момент
определения группы по характеру поведения детей еще был не закончен.
Ко 2 группе были причислены дети, которые при уходе близких
взрослых испытывали неуравновешенное эмоциональное состояние, они
готовы были заплакать. Дети, отнесенные к этой группе, отвечали на вопросы
взрослого, у них была сформирована потребность в общении с
воспитателями и получении от них сведений об окружающем. Но они еще не
могли самостоятельно заняться какой либо деятельностью, а лишь подражали действиям взрослого человека. Таких детей было 5 Это 33%.
После заполнения листов адаптации детей было замечено, что
адаптационный период этих детей длился от недели до 10-20 дней.
К третьей группе отнесли 2 человека, 14%. Эти дети не испытывали
определенных трудностей в общении со сверстниками и детьми. Они вели
себя спокойно. Сами охотно обращались ко взрослым и остальным детям.
Умели самостоятельно найти себе занятие.
Результаты наблюдения за детьми в период адаптации показали, что
более половины детей из группы негативно реагировали на педагога,
испытывали неуравновешенное эмоциональное состояние, плакали при уходе
родителей, не хотели идти в группу. Наблюдения, проведенные воспитателем
за ребенком в условиях семьи и в первые дни пребывания в детском саду
позволили правильно определить принадлежность ребенка по характеру
поведения к той или иной группе, но наметить соответствующую систему
педагогических воздействий не получилось.
Итак, констатирующий этап эксперимента выявил низкий уровень
педагогической подготовки и психолого - педагогических знаний родителей,
вместе с тем обнаружен интерес к проблеме использования новых форм
сотрудничества воспитателя с семьей, как у педагогов, так и у родителей в
вопросах адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Данный этап показал необходимость разработки цикла мероприятий по
адаптации детей раннего возраста к ДОУ и соответствующих методических
рекомендаций для воспитателей и родителей. Целью формирующего этапа стало разработка мероприятий по
адаптации детей в ДОУ.
Детей раннего возраста к дошкольному учреждению взаимодействие и
преемственность между воспитателем и родителями актуальна. Ребенок
часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания.
В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея
о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие
социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить
их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного
воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения.
Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и
«взаимодействие».
Цель проекта: оказание помощи родителям в период адаптации детей к
условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:
- преодолеть стрессовые состояния у родителей детей раннего возраста,
в период адаптации к детскому саду;
- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу
адаптации детей;
- способствовать созданию условий для возникновения дружного
родительского коллектива.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени,
занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной
педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его
воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании
благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени
участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание
дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и
дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится,
как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его
положительных качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной
роли принимается как равноправный партнер в воспитании
Для того чтобы родители стали активными помощниками
воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей
является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-
педагогическом плане. В нашей группе проводятся различные мероприятия с
привлечением родителей. Основой этого является нетрадиционная форма
взаимодействия с родителями : Общество Полной Ответственности «Шире
круг». Развитие такого взаимодействия предполагает несколько шагов:
1 Шаг - организационный:
- проводится первое родительское собрание «Пора в детский сад»,
здесь мы знакомим родителей с воспитателями, психологом, медсестрой.
Проводим экскурсии по ДОУ, участку, группе;
- собираем информацию о будущих воспитанниках, т. е. проводим
анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»;
- знакомим родителей с режимом детского сада;
- с помощью анкетирования выявляем отношение родителей к
поступлению ребенка в детский сад ««Давайте познакомимся»; тест «Какой
вы родитель», так же проводим социальное, медицинское анкетирование;
- составляем адаптационный маршрут на ребенка вместе с психологом;
- приглашаем родителей вместе с детьми на прогулку с воспитателем на
участок. На основе этих данных определяется степень субъективной
готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям
даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в
детский коллектив.
2 Шаг основной. Шаг - итоговый (анализ и выводы) :
- обработка результатов с психологом (анализ адаптационных листов,
анализ индивидуальных карт развития); выявление детей с тяжелой адаптацией и индивидуальная работа с
- оценка уровня нервно - психического развития детей.
На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями
по вопросам адаптации : наглядно - консультативный материал: буклеты,
журналы, стенды; фотовыставки; информационные стенды.
В заключение всей работы проводится дискуссия на тему: «Наши
достижения» (родители проговаривают положительные и отрицательные
результаты во время адаптации ребенка к ДОУ). С помощью анкетирования
проверяем удовлетворённость родителей совместной работе воспитателя и
семьи в период адаптации.
Таким образом, следует считать, что выбранные направления работы по
адаптации детей к ДОУ с детьми, родителями являются успешными, а
условия создаваемые - благополучными. Только при взаимодействии с
родителями дети раннего возраста успешно прошли период адаптации.
В завершении опытно-поисковой работы на констатирующем этапе с
целью проверки эффективности используемых методов и форм работы ДОО с семьей, были предложены те же самые анкеты, что и в начале исследования.
Контрольный этап эксперимента. Проведены те же методики что и
констатирующем этапе.
Анализ и интерпретации результатов:
При выявлении характера представлений и опыта педагогов в области
решения задач по взаимодействию с родителями в период адаптации детей
раннего возраста на контрольном этапе было выявлено, что:
- отношение воспитателей к взаимодействию с родителями в период
адаптации детей раннего возраста стало более осознанным, воспитатели
проявляли больше интереса к процессу взаимодействия, действия
воспитателя стали более системными и организованными. Отвечая на вопрос:
«С какими проблемами могут столкнуться родители в период адаптации
ребенка к ДОУ? Как вы их преодолеваете?», воспитатели ответили, что
проблем есть и что их нужно решать. На вопрос: «Какие Вы используете
средства, методы и формы организации при взаимодействии с родителями в
период адаптации детей раннего возраста?», воспитатели отвечали какие
именно способы, формы и средства они стали применять для более успешной
адаптации детей. Из этого следует то, что у воспитателей появилось больше
знаний и опыта по взаимодействию с родителями воспитанников в период
адаптации;
- представления о взаимодействии с родителями в период адаптации
детей раннего возраста стали более
соответствовать современным общепринятым научным подходам и формулировкам, разнообразные, применяются различные приемы, работа воспитателя с детьми стала наиболее разнообразная. Педагоги (в этой группе их два) увидели важность работы с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
- представления воспитателей о методах, средствах и формах
организации при взаимодействии с родителями в период адаптации детей
раннего возраста, в основном, стали иметь под собой научное обоснование,
скорее они были достигнуты эмпирическим путем. Педагоги указывали, что
информацию об адаптации, игры, темы и ход занятий с детьми они стали
брать, не только из Интернет-источников, а так же из научных изданий,
журналов, методических пособий.
На данный момент обстановка в группе детского сада изменилась, дети
меньше плачут, с большим удовольствием идут в детский сад. Все родители
стали ощущать помощь сотрудников ДОУ.
Практически все рекомендации предложенные родителями по
расширению форм взаимодействия детского сада и семьи были применены на практике: воспитатели стали уделять не много больше внимания утром при приеме их детей в группу; количество родительских собраний увеличилось;
сделали больше папок-передвижек, информационных стендов, брошюр.
Количество утренников и совместных праздников осталось прежним. Отсюда
следует, что процесс взаимодействия родителей и воспитателей протекет
плодотворно, приводит к улучшению результатов взаимодействия детского
сада и семьи.
Так же повторно проводилось педагогическое наблюдение за детьми в
период адаптации к условиям детского сада. Работа проводилась без какого-
либо взаимодействия детского сада с родителями, а так же их активного
участия в адаптационном периоде.
Итак, было выявлено, что к 1 группе относятся 2 ребенка, 14%.
Ко 2 группе были причислены дети, которые при уходе близких
взрослых испытывали неуравновешенное эмоциональное состояние, они
готовы были заплакать, таких детей было 5 Это 33%. К третьей группе
отнесли 8 человек, 53%. Эти дети не испытывали определенных трудностей в
общении со сверстниками и детьми. Они вели себя спокойно. Сами охотно
обращались ко взрослым и остальным детям. Умели самостоятельно найти
себе занятие.
Результаты наблюдения за детьми в период адаптации показали, что
более половины детей из группы положительно реагировали на педагога,
испытывали уравновешенное эмоциональное состояние, некоторые плакали
при уходе родителей, нов группу заходили.