Нина Павлова
Взаимодействие педагога с детьми в ходе образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагога с детьми в ходе образовательной деятельности.
(из опыта работы старшего воспитателя МАОУ «Чечулинская СОШ» Новгородского района, Новгородской области Павловой Нины Алексеевны)
В своей педагогической деятельности я опираюсь на педагогическую технологию личностно- ориентированного взаимодействия с воспитанниками, концепция которой была заложена еще Ж. Ж. Руссо, развита в трудах Якиманской И. С., Панюковой С. В., А. В. Петровского и др., целью которой является организация воспитательно-образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательно- образовательного процесса.
Темочки:
В ходе взаимодействия каждому ребенку я создаю условия для раскрытия его внутреннего мира, интеллектуального потенциала, помогаю более полно реализовать возможности в соответствии с его способностями. Стараюсь придать ребенку дополнительные силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Осуществляю подход к детям как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества. Стремлюсь установить доверительные отношения с ними, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам. Поощряю самостоятельность в деятельности, в выполнении режимных процедур, учитываю их индивидуальные особенности (состояние здоровья, привычки, темперамент, предпочтения). Чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке. Слушаю детей внимательно и уважением, вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы. Успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремлюсь помочь в устранении дискомфорта. Разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз», общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом. В течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально. Взаимодействуя с детьми, я учитываю уровень их развития, а регулярно проводимые наблюдения детей в деятельности позволяют мне отслеживать их потребности, интересы, возможности, успехи и планировать с ними дальнейшую работу.
Для развития самостоятельности и соблюдения индивидуальной траектории развития ребенка я предоставляю детям право выбора заданий разного уровня сложности. Ребенок по своему желанию может выбрать и выполнить задание по своим силам, изменить задание, если почувствует, что переоценил свои возможности, обратиться за помощью к взрослому или другому ребенку.
Для детей, не уверенных в себе или испытывающих трудности в освоении Программы, я реализую модель сотрудничества при выполнении заданий и тогда, при моей поддержке, использования образца для действий и т. п., ребенок становится более уверенным и самостоятельным в реализации поставленных задач.
Создавая и изменяя каждый день развивающую среду в группе, я предоставляю каждому ребенку право выбора вида деятельности с учетом имеющихся интересов. Взаимодействую с ними в среде на основе партнерской (равноправной) позиции, основанной на интересах детей, где преобладает доверительность. Включаюсь в деятельность наравне с детьми. Ребята могут добровольно,без принуждения присоединиться (или не присоединиться) к тому, что делают другие участники образовательной деятельности, свободно перемещаться, общаться в процессе деятельности, работать в своем темпе.
Работу с детьми осуществляю в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса, где усвоение образовательного материала происходит в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Такими событиями являются, например, Российские праздники (Новый год, День семьи и др., международные праздники (Международный женский день,День доброты, День Земли и др., значимые для самих детей темы. Проектная деятельность при этом является приоритетной. При совместном планировании деятельности организую обмен мнениями. Стараюсь организовать деятельность детей таким образом, чтобы выбранная совместно с детьми тема включала решение задач по нескольким образовательным областям и способствовала наиболее эффективному усвоению приобретаемых знаний, создаю условия для самостоятельного получения знаний через игровую, исследовательскую, продуктивную и другую деятельность.
Для мотивации детей к деятельности использую проблемные, игровые, воображаемые и практические ситуации, сюрпризные моменты, эксперименты, литературные и фольклорные произведения, проблемные диалоги, наблюдения, эвристические беседы, обсуждения и др. Опираюсь в деятельности на прошлый опыт детей и выявляю полученный опыт путем постановки вопросов: «Как он это делал? Почему? Как рассуждал? Какой способ использовал?» Мы вместе анализируем все предполагаемые способы решения проблем и выбираем наиболее рациональные. При этом создаю условия, позволяющие каждому ребенку быть активным, самостоятельным. Ребят с определенными способностями часто привлекаю в качестве помощников, организаторов деятельности. Выражаю детям доверие, поручая выполнить наиболее значимые задания коллектива, в которых ребенок может проявить себя. Для детей неуверенных или с низким уровнем развития выступаю в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока они в этом нуждаются. Результаты деятельности ребёнка сравнивая только с его собственными. Использую различные способы и направления поддержки детской инициативы, такие как: похвала («У тебя обязательно получится», «Я верю, что вы успешно с этим справитесь» и др., поддержка индивидуальных интересов (реализация мини-проектов, создание индивидуальных коллекций и пр., создание уголков по интересам детей, подбор художественной литературы с учетом интересов и запросов детей и др. Формирую позитивные установки к различным видам труда и творчества, объясняя их важность как для самого ребенка, так и для окружающих. Для выполнения правил, установленных в группе, которые мы с ребятами сами разрабатываем, использую не только просьбу, но и требование в доброжелательной, тактичной форме. Для создания оптимального характера взаимоотношений использую с кем-то шутку, а с кем-то,в случае необходимости, разговор серьёзный и строгий. В процессе взаимодействия с детьми использую как прямые (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др., так и косвенные воздействия (через игровые ситуации, обсуждение поведения героев литературных произведений, проблемные ситуации, игровое общение, сказку). В группе создаю разноуровневую предметно-развивающую среда, где есть игры, пособия как для детей с низким уровнем развития, так и для детей с опережающем развитием. Ребенку предоставляется возможность выбора игр, заданий, вида деятельности и партнеров с учетом имеющихся интересов, уровня развития, предпочтений.
Использую такую форму взаимодействия с воспитанниками, как «Детский совет», на котором мы обсуждаем проблемы, новости, события, планируем, чем будем заниматься в ближайшее время, какую тему выберем для реализации.
В своей практике работы с детьми использую технологию проектной деятельности, начало которой положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса. Это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Суть его заключается в самостоятельной и коллективной творческой завершённой работе, имеющей социально значимый результат. В основе проекта, как правило, лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
При этом дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивает волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия, происходят позитивные изменения в познавательном развитии детей.