Елена Ахатова
Взаимодействие педагога-психолога с родителями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями является не только одним из важных направлений деятельности психолога, но и необходимой для закрепления достигнутого результата. Именно папы, мамы и законные представители обращаются к психологу с запросом, «надеясь «исправить» или «починить» ребёнка с минимальным приложением собственных усилий» Однако самих родителей часто по жизни сопровождают комплексы (или внутренние установки) полученные ими в детстве. Тревожные родители передают своё эмоциональное состояние детям. Агрессивные родители тоже невольно прививают навыки агрессии своему чаду. При этом каждый родитель считает себя эталоном для подражания, и меняться не хочет.
Публикация «Взаимодействие педагога-психолога с родителями в ДОУ» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Для гармоничного развития ребёнка гораздо важнее не интеллектуальное, а эмоционально-волевое развитие. Дети хотят видеть в родителях, прежде всего поддержку, безоценочную любовь и ощущать рядом с ними себя безопасно.
Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.
Семейная арттерапия ориентирована на реше ние диагностических и коррекционных (реконструктивных) задач Исследование детского опыта, связанного с отношениями с родителями
— изучение родительского влияния;
— изучение прошлого и текущего опыта семьи;
— выражение и осознание неосознаваемых переживаний членов семьи;
Диагностика в семейной арттерапии основана на выполнении членами семьи различных заданий, в основном, изобразительного характера.
Диагностика и оценка, как правило, проводятся в ходе первого сеанса семейной арттерапии. Примерами диагностических техник семейной арттерапии могут служить: — рисование семейного герба; — изображение сцен семейной жизни; — совместный рисунок, скульптура или фотоколлаж на свободную тему; — создание каракулей с последующим обсуждени ем и прорисовыванием образов; — рисование «семейного портрета» в виде реалистического или метафорического изображения членов семьи (при метафорическом изображении участникам занятий предлагается изобразить членов своей семьи в образах животных или предметов, символически обозначить членов семьи разными цветами либо подобрать иллюстрации из журналов, ассоциирующиеся с разными чле нами семьи);
— изображение дома с находящимися в нем членами семьи, занимающимися какимилибо деламиЦенная информация, касающаяся ролей членов семьи и особенностей их взаимодействия, может быть получена благодаря наблюдению за процессом обсуждения. Иногда членов семьи просят сразу же начать рисовать и воздержаться от разговора, что может являться до полнительным фактором, способствующим более яркому проявлению особенностей взаимодействия между членами семьи и перестройке их отношений. В процессе семейной арттерапии проявляются и оце ниваются как слабые (проблемные, так и сильные (ресурсные) аспекты опыта семьи.
Хочу поделиться личным опытом семейной арт-терапии. Возможно, кому-то будет полезна и пригодятся эти техники.
Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Так рисовать детей не учат ни в детском саду, ни в школе. Поэтому такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка.
Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.
У одного и того же ребенка каждый процесс и продукт рисования пальцами не похожи на предыдущие. Всякий раз происходит по-новому: выбирается другой цвет, соотношение линий, темп, ритм и т. д. Потому результат манипуляций с краской может быть непредсказуем: неизвестно, какое изображение получится в итоге.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.
Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке как к более привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
Работа на одном листе в паре или всей группой добавляет выразительности результату, а также обогащает взаимодействие детей.
Разбейтесь на две группы: «детей» и «родителей». Изобразите игру родителей и детей, затем «дети» начинают рисовать под руководством «родителей», а «родители» создают рисунки для «детей». Работа завершается дискуссией об отношениях детей и родителей.
Дети изображают себя в более раннем возрасте, родители рисуют себя в возрасте своих детей. (Техника позволяет исследовать общие у родителей и детей роли, проблемы, проекции, идентификации и т. д.)
Портрет в полный рост.
Хочу поделиться личным опытом семейной арт-терапии. Возможно, кому-то будет полезна и пригодится эта техника.
Для эмоционадьных людей. Важно научить детей справляться с перепадами настроения и выражать свои злость, обиду и прочие переживания безопасно. и не законсервировать негатив глубоко в себе. Мы взрослые тоже часто так делаем. Это опасно и грозит нервными срывами, неадекватным поведением, ссорами, вплоть до семейного насилия, что однозначно страшно.
Что нам понадобится:
огромный лист бумаги (можно склеить 8-10 листов А4)
цветные карандаши/фломастеры/мелки
блокнот с ручкой/диктафон для записи пояснений
Арт-терапевтическая техника:
Предлагаем ребёнку лечь на лист, обводим его фигуру ярким мелком. Задаём вопросы (вы можете расширить список) :
Что ты чувствуешь чаще всего? Тебе радостно/грустно?
Что ты чувствуешь по отношению к. (кому-то?
Когда ты чувствуешь это (эмоция, где в твоём теле она поселяется?
Ты когда-нибудь чувствовал это (эмоция?
Ты знаешь что такое это (эмоция? Как бы ты это объяснил?
Каждую из названных эмоций вы предлагаете изобразить на портрете цветом в том месте, где она возникает. В процессе мы учим ребёнка осознавать и принимать эти эмоции, не винить себя за злость, обиду, ненависть, презрение.
Вы можете ещё поговорить о том, как эти эмоции переживать, о том, когда они возникают, о том, что мы бы хотели чувствовать чаще, а что реже. Не бойтесь немного корректировать методику под себя, под свои задачи.
Упражнение «Волшебный рисунок» (невидимый рисунок)
– Предлагаю Вашему вниманию упражнение, которое называется "Волшебный рисунок". Это упражнение поможет Вам выразить эмоциональное состояние, научит видеть и чувствовать настроение своих партнеров
– Попрошу Вас разделиться на две команды, придумайте название своим командам. Я Вам предлагаю выбрать эмоцию-смайлик, угадать, что это за эмоция и изобразить ее на рисунке в виде какого-то образа восковыми свечами. А теперь поменяйтесь своими рисунками-невидимками с другой командой. Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему выбору. Молодцы! Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у Вас получились, дайте им название.
Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
Сухие листья приносят много радости детям. С помощью листьев и клея можно создавать изображения. На лист бумаги клеем наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются.
Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена, сахарного песка, вермишели и т. д.
Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
Упражнение «Марание»
В буквальном понимании «марать» – значит, «пачкать, грязнить». Здесь нет категорий «правильно – неправильно». Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка, приводит детей к собственным маленьким открытиям. Естественность такого рисования способствует тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и незаметно для себя может осмелиться на действия, которые обычно не делает. Далеко не все дети старшего возраста по собственной инициативе переходят на такое рисование. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для таких детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.
Дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Хотя есть дети, которые не могут обойтись без оценок, внешних или внутренних, а потому выдвигают для себя и других собственные критерии. Например, привлекательность цветовой гаммы или аккуратность. В этих случаях навязывание оценки устраняется взрослым, в результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения.
Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу.
Марания могут проходить не только в виде непосредственных раскрашиваний, размазываний и т. д., они могут стать частью изобразительных техник (например, монотипии, которая будет описана ниже, или акватуши). Последняя техника — акватушь — проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его подсыхания вторым слоем весь лист покрывается черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст). Затем рисунок опускается в воду. В воде гуашь почти смывается, а тушь – лишь частично. В результате на черном фоне остается тонированный рисунок с размытыми контурами. Весь процесс, каждый его этап удерживает интерес создателей. При помощи акватуши дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.
Результат мараний может иметь весьма привлекательный вид, либо наоборот, представлять собой бурое бесформенное пятно (рисунок 7). Иногда ребенок замазывает краской всю поверхность листа, тщательно уничтожая пробелы и щели возле кромки. При этом бумага под силой нажима может вытираться до образования катышков или даже протираться до дыр. Нельзя сказать, что ребенок действует спонтанно, так как он нацелено достигает результата – абсолютно закрашенной или деформированной поверхности. Временами в процессе мараний ребенок наливает из банки для полоскания кистей или выжимает из губки воду на поверхность листа, стекла. Вода так же, как и краски, служит материалом для мараний. Часто случается, что возникшее на листе изображение, которое можно назвать действительно красивым, интересным, экспрессивным, замазывается сверху безобразными, разрушающими зримый образ пятнами, шлепками, разводами. Результат создания зримого образа для автора имеет субъективную оценку, и она может не совпадать с оценкой других. Порой, начиная рисовать яркими красками, ребенок переходит на темные цвета, или смешивает собранные на листе краски в одно бурое пятно. Стремление к удовольствию от контакта с водой и грязью естественным образом раскрывается, когда ребенок испытывает психологическую безопасность и расслабляется.
Упражнение «Бумажная мозаика»
Одной из целей арт-терапии является помощь клиентам в выражении или высвобождении сильных чувств. Искреннее переживание любого аффекта и открытие, что его можно контролировать, и при этом он может быть не разрушительным, является для клиентов очень полезным опытом. Например, высвободить импульсы агрессии в арт-терапии можно работая над специальным заданием, требующим агрессивной энергии. Для клиента может оказаться важным безопасное переживание символического разрушения, в таком случае акцент может быть сделан на разрезании или разрывании бумаги, но не ради самого процесса, а для создания из образовавшихся частей арт-продукта. Полученные в упражнении навыки могут быть в дальнейшем использованы с целью самопознания, саморегуляции, диагностики и коррекции в арт-терапии.
Рекомендуемое время на выполнение упражнения (включая описание и самоанализ) : 45–60 минут.
Материалы: бумага для рисования (или картон) формата А4 или другого формата по желанию, набор цветной бумаги (6-12 цветов, клей ПВА или клеящий карандаш.
Инструкция по выполнению упражнения
Подготовка
1. Прежде всего, подготовьте удобное место для творческой работы, где вам никто бы не помешал. В случае необходимости, предупредите близких о том, чтобы в течение 45–60 минут вас не тревожили. Работать можно на полу, на планшете или на столе.
2. Вы можете подобрать музыку, которая бы стимулировала творческую активность и создавала дополнительное ощущение защищенности и безопасности.
Основная часть
1. Вспомните Ваше недавнее состояние, когда Вам было неприятно, Вы испытывали сильные и/или сложные чувства и эмоции.
2. Выберите из пачки цветной бумаги три цвета, которые чем-то привлекли Ваше внимание в данный момент, и, возможно, отражают те сложные чувства и эмоции, которые Вы вспомнили.
3. Разорвите каждый из выбранных листов бумаги на небольшие кусочки. Отмечайте появляющиеся ощущения, эмоции, мысли и ассоциации.
4. На листе бумаги или картона формата А4 (или другого выбранного Вами формата) с помощью клея из получившихся кусочков сделайте аппликацию, мозаичное изображение.
5. При необходимости в получающееся изображение Вы можете добавить кусочки бумаги других цветов.
6. То же самое задание можно выполнить не разрывая бумагу руками, а разрезая ее на кусочки ножницами. Сравните ощущения от разрывания и от разрезания бумаги.
Описание и самоанализ
1. Внимательно посмотрите на созданную арт-работу и постарайтесь почувствовать и воспринять ее целиком. Также обратите внимание на то, каким качеством обладают разные части и элементы арт-работы, как они соотносятся друг с другом.
2. Опишите Ваши ощущения, чувства, мысли и ассоциации, возникавшие в ходе создания арт-работы. Что было приятно, что вызывало сложные ощущения и ассоциации?
3. Попробуйте связать свои ощущения и восприятие арт-работы и процесса ее создания со своими чертами характера, особенностями проживаемой Вами жизненной ситуации.
4. После выполнения упражнения попробуйте ответить на следующие вопросы:
• Какие ощущения Вы испытывали, разрывая (или разрезая) листы бумаги? На что похожи такие действия, какие ассоциации они вызывают?
• Вы разрывали бумагу на очень мелкие или на довольно крупные куски?
• Какие ощущения, мысли, переживания, ассоциации у Вас вызывало приклеивание кусочков бумаги на основу?
• Возникали ли у Вас ассоциации, ощущения, эмоции, связанные с агрессивными проявлениями? Если, да, то были они скорее неприятные или чем-то приятные? С какими Вашими жизненными ситуациями, событиями могли быть связаны эти ассоциации?
• Как Вы относитесь к различным проявлениям агрессии в жизни? К разрушениям? (Своим и других людей).
• Удалось ли Вам прочувствовать в ходе выполнения упражнения символическое разрушение и символические созидание? Что вызвало более сильные чувства и эмоции?
Примечание
Упражнение «Бумажная мозаика» может быть выполнено в групповой работе.
Трехмерные и плоскостные изображения из газет (бумаги)
Бесплатные рекламные газеты – это популярный расходный материал. В семьях его используют для бытовых нужд: обертывания и прокладывания вещей при хранении, укрывания поверхности стола во время рукоделия или ремесленничества.
Метафорические карты
Иногда и самому родителю сложно определиться с чего начать, тогда ему тоже можно дать колоду в руки и предложить найти картинку, которая привлечет его внимание, напомнит о том, что беспокоит больше всего. Описание картинок – это безопасно. Клиент рассказывает про себя, но как будто не про себя. И в этом случае можно получить более объективную картину происходящего, мы бережно обходим сопротивление, и клиент часто говорит то, что скрыто, отрицается или вытесняется, кажется неудобным и неправильным.
Малыша можно не озадачивать слишком серьезными рассуждениями, можно просто попросить найти персонажа, чем-то похожего на его маму / на папу / на него самого. одитель и ребенок выбирают по одной карте из колоды – любой, какая им понравится, возможно, вызовет теплые, приятные чувства. Дальше клиенты кладут эти карты на лист, в любом месте, после чего начинают дорисовывать их, продолжать на бумаге. Задача делать это одновременно, молча и прийти в процессе к единой картине, общему рисунку. В процессе этой деятельности мы можем наблюдать особенности взаимоотношений наших героев – кто начинает первым, кто задает тон, кто нарушает чьи границы, кто чаще уступает, есть ли вообще единый процесс и единая картинка или на листе два отдельных рисунка каждый в своем «углу». Так рождается много материала для совместного анализа и появляются ключевые точки и темы для работы над контактом между членами семьи. У клиентов появляется возможность посмотреть на качество своих взаимоотношений со стороны, увидеть, что мешает или наоборот помогает решать те или иные вопросы, приходить к единой цели. Как ощущает себя каждый участник в процессе общения, что он чувствует, чего ему не хватает. Например, может ли ребенок выражать себя открыто, или вынужден все время ориентироваться на темп, заданный родителем.